Очень часто термин «программирование» звучит из уст родителей и школьников, это-то и понятно, это очень перспективная профессиональная сфера, но не всегда все ясно понимают, а что это такое и какой путь надо пройти, чтобы стать программистом и самое главное, когда начинать школьнику реализовывать свои мечты.
Приходя на занятия по информационным технологиям, родители говорят – «Мы хотим, чтобы ребенок занимался программированием!». Ребенок вторит им, что он хочет стать программистом, и точка.
Начинать программировать можно в любом возрасте, практически «с пеленок», но здесь надо четко понимать – какого результата в программировании вы ждете от своего ребенка. Если речь идет именно о профессиональном программировании, то ждать такого успеха от ребенка 2-3 класса, по меньшей мере, не разумно. Чтобы достичь профессиональных высот в данной профессии необходимо очень много составляющих, в том числе и достаточный математический аппарат, и владение английским языком на достаточно хорошем уровне, и в том числе и высшее образование.
Самое главное, в чем заключается обучение – это научить ребенка младшей школы учиться. Необходимо, что бы он был в состоянии воспринимать информацию и, главное, понимать ее, а также, чтобы ему было интересно на занятиях.
Уже в младшей школе стоит познакомить детей с программированием. Это должно быть просто, понятно и доступно для него. Дети в таком возрасте познают мир через собственный опыт. Им нужно, что бы они сделали какую-то вещь (программу) и увидели – а что из этого получится.
Существует много визуальных языков программирования, в которых команды пишутся на русском языке, а сама программа составляется из блоков. В результате ребенок знакомится с настоящими событиями, действиями, характеристиками объектов и учится составлять первые не сложные программы. В таких системах есть большой плюс – ребенок может сразу увидеть результат. Одни из самых доступных и понятных для детей визуальных языков программирования – это Scratch, Пиктомир, Mblock. Кроме того, есть и онлайн игровые платформы, такие как Minecraft, в которых дети смогут и программировать и не расставаться со своими любимыми героями.
Психология ребенка такова, что целью обучения для него является практический результат. Он хочет получить все и сразу – написать программу, игрушку, тест и т.п. что бы что-то работало. А то, что для этого надо изучать не только язык программирования, но и теорию и различные технологии, да и просто подтянуть знания по математике ‑ отходит на задний план и служит вообще демотивирующим фактором.
Для школьников постарше (4-5 класса) такого программирования уже будет недостаточно. Они готовы воспринимать текстовую информацию и в состоянии изучать язык программирования, но такой, который адаптирован именно для детской аудитории, и где, опять же, можно быстро получить готовый результат. Ребенок относится уже более серьезно к учебе, начинает сносно разбираться в английском языке и может уже приниматься за классические языки программирования. Ни для кого не секрет, что «классный программист» должен знать английский язык в совершенстве, так как понимание любого программного кода на 50% зависит от знания английского языка. Поэтому в 4-5 классе интерес у ребят вызывает программирование Logo-миры, а также Python, на котором можно программировать прямо в Minecraft и именно поэтому он хорошо воспринимается детьми.
Став постарше и перейдя в среднюю школу, ребенок полностью меняет свое мировоззрение. Школьники 5-8 класса могут «осмысленно» знакомиться с веб-кодированием, изучая язык HTML с использованием каскадных стилевых таблиц и Java Script, научиться разбираться в классических языках программирования, таких как Pascal, Python, Visual Basic и разнообразных его применениях в различных офисных продуктах (Word, Excel, PowerPoint).
Только к определенному возрасту (не раньше 9 класса), когда более или менее сформировался «взрослый» аппарат восприятия информации ребенок может осваивать профессиональные аспекты образования программиста.
И именно в этом возрасте будет очень полезно познакомится с классическим подходом к программированию, освоив объектно-ориентированные языки, такие как C++, C#, Java, PHP. И кроме самих языков программирования стоит познакомится и с технологиями, которые используются повсеместно – работе с массивами и списками, классическими алгоритмами сортировок и поиска в массивах. Огромное количество задач, примеров, игр решается с помощью массивов.
В результате к моменту окончания школы у ребенка уже за плечами будет хороший «багаж» знаний, с которым он может прийти к закономерному вопросу: «А зачем идти учиться на программиста, если я уже и так могу не плохо программировать?»
Ответ будет один: Нужно! ВУЗ на самом деле дает очень много и, может, самое главное – воспитывает привычку учиться, ведь программисты, как и врачи, и многие другие специалисты учатся всю жизнь. Умение программировать пригодиться вам в жизни так же, как знание математики, истории и родного языка.
Но чтобы достичь высот в деле программирования – придется приложить немало усилий!
Оригинал статьи на официальном сайте Академии дополнительного профессионального образования (https://obuchim.com)
Присоединяйтесь к нам с соц.сетях:
Группа Вконтакте Учебного центра вычислительной техники
Группа Вконтакте Академии