Найти тему
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ АРТЕФАКТЫ #3.5/Легенды Азии/5.Каменные колоссы

Оглавление

Легенды Азии

Каменные колоссы

Известно, что самый большой древнегреческий артефакт - Ко­лосс Родосский - был высотой 36 метров, то есть с 13-этажный дом. В мире есть и другие ка­менные гиганты, но если исклю­чить Колосса Родосского, то по­спорить за пальму первенства с остальными скульптурами мо­гут только буддийские и джайнские святыни.

Люди древности всегда были устремлены в высоту. Так, египетские Колоссы Мемнона тоже весьма впечатляют - они устремлены ввысь на 18 метров. Византийский Колосс Констан­тина, сохранившийся фрагментарно, был, вероятно, около 12 ме­тров высотой. Высота частично вырубленных из скалы статуй в еги­петском храме Абу-Симбел - 20 метров. Афина Промахос работы скульптора Фидия была высотой в 9 метров.
Но джайнские статуи намного выше.

Статуя Джина Махавира, урожденного Вардхаманы
Статуя Джина Махавира, урожденного Вардхаманы

Кто такие джайны

Джайнизм появился в Индии примерно в одно время с буддиз­мом - в середине I тысячелетия до нашей эры и основан на том же учении о духовном пробуждении, что и буддизм. Только, отличие от буддизма, джаинизм более суров и требует от адептов большей самоотдачи и предельного аскетизма. Родоначальник джайнизма кшатрий Вардхамана, раздал не только все свое имущество, но даже одежду - ходил абсолютно голым и духовно прозревал. У него появилось немало последователей, которые стремились отринуть восемь смертных грехов и стать джайнами, то есть просветленными. Сделать это было не слишком сложно.
Следовало преодолеть восемь ступеней самоот­речения: не есть по но­чам, не убивать одушев­ленных существ, не есть плодов бросимума (так называемого молочного дерева, поскольку в них содержался сок, похожий на молоко) и молодых ростков бамбука, не есть мед и говядину, не отби­рать чужое имущество, не спать с замужней женщи­ной, не есть цветы, мас­ло и сыр, и, конечно, не поклоняться чужим бо­гам. Разумеется, это были только начальные требо­вания, чтобы адепт мог вступить в общину. По мере духовного роста тре­бования ужесточались. Верхом святости было из­бавление вообще от все­го лишнего, как это сде­лал Вардхамана. Джайны даже разделились на два толка — «носящие белые одежды» и «надевающие одежды из воздуха». По­следние, понятно, ходили голыми. Но и те и другие много внимания уделя­ли самоистязаниям — так, верили они, и происхо­дит духовное очищение и просветление.

Джайнизм утверждает, что любое существо (джива) является индивидуальной и вечной душой
Джайнизм утверждает, что любое существо (джива) является индивидуальной и вечной душой

К любым излишествам джайны относились сурово. Свое тело они не жалели и всячески его мучили. Тело должно страдать от холода и голода. Так что одевались последователи джайнизма плохо и в ста­рье, если вообще одевались, чаще всего ходили босиком, а питались очень скудно. Другое дело — храмы. На строительство и украшение храмов никаких средств они не жалели. Каждый храм обязатель­но украшался статуями наиболее почитаемых джайнов, арихантов и тиртханкаров, то есть учителей, достигших полного истребления человеческих страстей и ставших богами. Конечно же, статуи стара­лись делать максимально крупными.

Джайнская миниатюра с изображением 24 тиртханкаров. Джайпур. Около 1850 года
Джайнская миниатюра с изображением 24 тиртханкаров. Джайпур. Около 1850 года

Горельефы в скалах

Первые джайнские храмы были традиционного индийского об­разца, то есть скальные. А статуи — в виде горельефов, выступающих максимально во фронтальной плоскости из каменной основы, что давало иллюзию объема. Самыми крупными из древних храмов Джайнов считаются пещерный монастырь Эллора (VIII век), ин­тересный тем, что в этом святом пещерном городе соседствовали с джайнскими храмами индуистские и буддийские, и скальные хра­мы в Деогархе, где строительство велось с VII по XVII век. Один из самых ранних — Шантинатх с замечательной монументальной резь­бой, архитектурный комплекс Кхаджурахо Джайн, расположенный в одноименной деревне, строительство которого началось в X веке и продолжалось два столетия, храм того же времени Гоматешвара, храмы Дилвара (ХІ-ХІІІ век) и Палитана, где строительство велось на протяжении 900 лет начиная с XI века.
Стены джайнских храмов изобилуют резьбой по камню, иногда камень становится похожим на кружево. Не все изображения, ко­нечно. крупные, но самых значимых тиртханкаров джайны стара­лись делать выше человеческого роста, иногда — во много раз. Как буддисты делали своих Будд невероятных размеров, да еще и рас­полагали часто на значительной высоте, так и джайны стремились к монументализму.

Самая грандиозная статуя - это, конечно же, Гоматешвара, или Бахубали
Самая грандиозная статуя - это, конечно же, Гоматешвара, или Бахубали

Еще с глубокой древности у них сложился канон изображения 24 тиртханкаров, которых они любовно помещали в храмах наряду с прочими богами и богинями. Самые главные — Ришабха (Адинатха), Аджита, Самбхава, Абхинандана, Сумати, Падмапрабха и другие. Все они были вполне реальными историческими личностями, о них даже сохранились сообщения современных писцов, а скуль­птуру Махавиры (или Вартхаманы) еще при жизни вырезали из сан­далового дерева, правда, потом этот материал для статуй Махави­ры никогда не использовали — предпочитали камень или металл. Но если у Махавиры существовал «прижизненный портрет», то осталь­ные 23 тиртханкары — личности легендарные. Хотя это ничуть не ме­шало джайнам почитать своих кумиров как великих учителей.
Тиртханкаров изображали в двух позах - молитвенной, то есть со скрещенными под телом ногами, и в позе отказа от тела (кайот-сарга) — стоящим во весь рост. Махавире полагалось носить на голо­ве корону принца. У Ришабхи были волосы до плеч. Самавасарану (это скорей не божество, а место поклонения) обязательно вписыва­ли и в мандалу, а вокруг размещали множество внимающих ему живых существ. Иногда такая композиция занимала целый зал.

Джайнский храм Ранакпур: он возвышается на 1444 колоннах, при этом ни одна из колонн не заслоняет статуи бога
Джайнский храм Ранакпур: он возвышается на 1444 колоннах, при этом ни одна из колонн не заслоняет статуи бога

Святые великаны

Самой известной из гигантских статуй, вырубленных из цельно­го камня, является, конечно, статуя Гоматешвары, или Бахубали. До 2016 года она считалась самой крупной из всех существующих от­дельно стоящих фигур. Ибо почитаемый тиртханкар не имеет ника­кой опоры. Этот каменный исполин способен стоять на ногах толь­ ко из-за грамотно размещенного центра тяжести. Бахубали был, по легенде, сыном Ришабхи, первого из тиртханкаров, он так жаждал Духовного совершенства, что однажды простоял в позе кайотсарга целый год. За это время вокруг выросли растения и обвили его ноги и даже руки. В таком виде Гоматешвара и изображен безымян­ным скульптором на холме Виндьягири у города Шраванабелагола в 981 году. Хотя имени мастера мы не знаем, но имя заказчика исто­рия сохранила. Это министр и полководец Чавундарай. Статуя была сделана из цельного куска скалы и составляет в высоту около 18 ме­тров. Существует очень похожая на эту скульптуру гранитная вер­сия Гоматешвары в Гомматагири, она чуть больше 6 метров. Ноги и руки монумента тоже оплетены вьющимися растениями, но лицо безмятежно, а волосы ниспадают до плеч. Однако, если колосс воз­ле Шраванабелаголы находится в хорошем состоянии, то его «мень­шему брату» не так повезло. Гранит из-за ядовитых испарений пошел трещинами, и ученые подумывают о реставрации.
Целая группа скульптур расположена в храме на холме Гопачал. Относятся они к XI веку и достигают в высоту около 18 метров. Но этим статуям гораздо проще пережить немалый вес. Все они высе­чены на внешних стенах форта Гвалиор. Изображены все известные тиртханкары в стоящих и сидящих позах. Еще один колосс находит­ся в храме Шри Кхандаргири Джайн в Чандери, он высечен в XIII веке и достигает 14-метровой высоты. Изображает он тиртханкара Ришабху, или иначе — Адинатху. 24 тиртханкара, но поменьше ро­стом, украшают еще один храм Чандери — Чубизи Бара Мандир. В храме Шри Тобонджи Джайн тоже есть свои колоссы - среди них Адинатха из голубого камня высотой 11 метров, Бхагван Парш Ванатха высотой 4 метра и Бхагван Паршванатх высотой 3,8 метра.
В Баванагже, на холме, на высоте более 1,2 километра над уровнем моря, установлена статуя Ришабхи из коричневого камня. Она относится уже к XV веку, но изображена по древним правилам джайнов — в стоящей позе отказа от тела. Статуя практически повторяет изображение Бахубали, только нет обвивающих тело растений. Рост тиртханкара — 26 метров. Соседствует учитель джайнов с индуист­скими божествами — четырехруким Гомукхи и шестнадцатирукои Чакрешвари. Однако самая высокая статуя джайнов была установле­на в 2016 году. Она тоже изображает Ришабху и установлена на холме Манги-Тунги, который джайны считают священным. Статуя выреза­на из цельной скалы, ее рост — 33 метра. Поскольку это самая высо­кая скульптура джайнов на сегодняшний день, то она сразу же попа­ла на страницы Книги рекордов Гиннесса.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)