Редкий случай, когда и оригинальное название фильма, и русская адаптация мне нравятся одинаково. Быть Рикардо, играть в Рикардо, роль Рикардо - все будет верно. От данного творения стриминга Amazon Studios я особо откровений не ждал. Да, режиссером выступил прославленный сценарист и подающий надежды режиссер Аарон Соркин. Да, Николь Кидман и Хавьер Бардем (думаю Пенелопу Крус ситуация позабавила). Это все ничего не гарантирует. Стриминги давно снимают кино и амбиции часто превышают творческий вклад. Правда Netflix настойчиво это предубеждение опровергает. Здесь же я решил, что нас ждет очередной байопик: крепкий, костюмированный, душещипательный и скучно предсказуемый. К просмотру необязателен.
К удивлению я оказался и прав, и не прав одновременно. Фильм и правда просто хороший, а не гениальный. Эмоции вызывает правильные. Однако неожиданно роль и соответственно игра Николь Кидман превращает скучный биографический пассаж о реальных людях в роскошный калейдоскоп реальных чувств и эмоций. Кто-то сказал, что перед нами полубенефис Николь. Не согласен. Ей до финала очень далеко. Просто она подтвердила, что не зря считалась ведущей актрисой поколения. Но по порядку.
Перед нами неделя съёмочного процесса ситкома «Я люблю Люси», где царствует пара на экране и в жизни: Люсиль Болл и Дези Арназа. Так изначально мы понимаем, что провести границу между сьемками и реальной жизнью супругов будет сложно и им, и нам. «Я люблю Люси» для Америки сериал легендарный и канонический. С него списывали лекало все другие ситкомы. Более того он стал определяющим в демонстрации жизни идеальной пары по-американски. Мужественный муж (Рикки Рикардо) - кубинец, нашедший свое счастье в стране великих возможностей. Красавица жена (Люси Рикардо) – забавная, немного нелепая, но при этом очень сообразительная. Она мечтает о славе и карьере, он певец и руководит оркестром. Карьера Люси никак не задается и вокруг этого и крутят все обстоятельства шоу. Если все свести к одной фразе, то главный талант Люси – это талант просто быть смешной и очаровательной, что вполне достаточно, чтобы нравится всем. По-сути, ситком отражает и реальные аспекты жизни и карьеры Люсиль Болл и Дези Арназа. Отличной иллюстрацией роли ситкома в культуре нового света служит простой факт: недавний фаворит Marvel Studios – сериал «Ванда/Вижн», повторяет стилистику и отчасти драматургию прежних черно-белых шоу и прежде всего «Я люблю Люси». Своеобразный комплимент из 21 века.
Сериал снимался в 50-е прошлого века. Холодная война и маккартизм завладели Америкой. Люсиль Болл подозревают в симпатиях к коммунистам (она вроде состояла в партии когда-то). Сьемки сериала под угрозой. Вся группа нервничает и не знает будет ли у них работа. Все ждут реакции СМИ и общественности. Впрочем, саму Люсиль это волнует не сильно. У нее новая беда. Дези отдалился, почти не ночует дома и есть все признаки измен. Актриса изводит труппу постоянными изменениями в сценарии, пытается руководить съёмочным процессом и проводит собственный психоанализ своей же семейной жизни. Ей кажется, что сделай она все идеально на сьемках, то и семейная жизнь станет такой же идеальной. При этом она осознает эту сублимацию реальной семьи вымышленными отношениями в сериале. Это сильнее ее. Как часто нам кажется, что, когда все рушится, надо хотя бы навести порядок в квартире. Окружающим ее сложно понять, и они устали быть инструментом создания идеальных шуток ситкома и одновременного спасения чужого брака. Супруги не смотря на все перипетии выступают единым фронтом и поддерживают друг друга. Люси беременна и Дези неуклонно защищает их интересы. Он твердо решает стать продюсером и шоу, и своей жизни. Кажется эта парочка способна преодолеть и получить все. Однако именно «все» и невозможно получить. Либо идеальное шоу, либо идеальная семья. Как не может быть идеальным во всех смыслах сценарий и режиссура, так и творческая семья не может быть гармоничной на сто процентов. Люси придется смириться и с несовершенным сценарием очередной серии, и несовершенным сценарием своего брака. Умные сильные женщины принимают в итоге правду. Впрочем, смирение тоже не длится вечно. После окончания многолетних сьемок ситкома, как известно всем, пара рассталась.
Фильм отличается неплохим сценарием, что неудивительно, отличными саркастическими диалогами, что тоже логично. Соркин – оскароносный сценарист. Естественно, костюмеры и вся команда фильма также постаралась. Это закономерно. Американцы обожают байопики как никто и регулярно снимают их аккурат к наградному сезону. В большинстве своем они проходные и быстро забываются. «В роли Рикардо» также не назвать выдающимся фильмом. Хорошим – да, но не на века. Тем не менее думаю он не затеряется совсем. Все благодаря тендему Кидман-Бардем. Холодная нордическая дива отлично сработалась с легендарным и своеобразным испанским актером. Они оба - крупнейшие звезды своего поколения, переиграли десятки ролей, но нашли какую-то химию для такого достаточно банального сюжета. Сами психотипы и внешность изображаемых ими героев: кубинец Дези Арназа и рыжеволосая янки Люсиль Болл, хорошо соответствуют темпераментному испанцу Бардему и классической красавице Кидман, в чьих жилах течет шотландская и ирландская кровь.
Бардем галантно пропустил Кидман вперед и позволил ей солировать. Мне всегда казалось, что комические роли, требующие активного лицедейства и подвижной мимики, не конек актрисы. Ее амплуа – хичкоковская блондинка с драматической историей. А какие у нее выходя злодейки! Залюбуешься. Главное не переборщить с косметологией и пластикой, чего было, что скрывать, не мало. Последние годы актриса в ударе. Освоила сериалы, прописалась в Каннах. Роли у Софии Копполы, Йоргоса Лантимоса, Жана-Марка Валле, Роберта Эггерса. «В роли Рикардо» позволил ей лицедействовать в полную силу. Она и жесткая, и капризная, и смешная, и любящая, и сильная, и слабая. Да какая угодно. Ей приходится играть по-сути две роли: реальную Люси и Люси вымышленную, телевизионную. И обе Люси отлично уживаются в одном человеке, как бы раскрывая все оттенки личности. Это судьба больших актрис, примирять в себе разных персонажей. Актриса, играющая актрису, всегда привносит в роль немного себя. Возможно потому Николь столь гармонична в фильме.
Сейчас полным ходом идет наградной сезон. Вероятность номинации на Оскар и для Бардема, и для Кидман, велика. Есть шансы получить награды и у Соркина, но только за сценарий. На самом деле все это абсолютно неважно. Никакая ангажированная награда не сделает посредственную актрису и роль выдающимися и наоборот. Получит ли Николь награду или нет, не изменит того факта, что не зря мы все поверили в нее лет тридцать назад и провозгласили дивой Голливуда.