После Перестройки в нашей стране появилось множество белогвардейских (ранее запрещенных) публикаций о Гражданской войне в России, в которых описывались зверства, чинимые китайскими интернационалистами, т. е. иностранцами, которые служили в Красной Армии. Откуда же они взялись и сколько их было?
Оказывается, что в российском плену в ходе Первой Мировой войн оказалось огромное число военнопленных - около 2,2 млн. солдат: германцев - около 190 тыс. человек, турок - 63 тыс. солдат, болгар - 1,5 тыс. солдат, австро-венгерских военнослужащих - около 1,9 млн. человек. Среди австро-венгерских военнопленных было по национальностям: около 450 тыс. австрийцев, 500 тыс. венгров, 250 тыс. чехов и словаков, более 200 тыс. югославов, 120 тыс. румын, а также галицийские украинцы, поляки, итальянцы и др. Причем эти военнопленные были распределены по всей Российской империи - на январь 1917 г. на территории Московского военного округа было 321 тыс. пленных военнослужащих, в пределах Казанского ВО - 285 тыс. пленных, Омского ВО - 199 тыс. человек, Туркестанского - 155 тыс. пленных, Иркутского - 135 тыс. человек и т. д. Чтобы пленные «не скучали» около 1,33 млн. из них использовались на работах в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности, где они общались с местным населением. В романе советского писателя В. С. Пикуля «Из тупика» (1968 г.), например, описывается строительство мурманской железной дороги, где погибло много немецких пленных «померанских» гренадеров, трупами которых укладывали болото, а на них рельсы.
Но откуда же взялись китайцы? Оказывается, кроме пленных в России было еще 2,8 млн. иностранных граждан. Это были беженцы-поляки из Польского Королевства - 1,5 млн. человек, сотни тысяч беженцев из прибалтийских губерний, десятки тысяч из Бессарабии и Северной Буковины (молдавские территории в составе Российской империи). Кроме того, в нашей стране работало множество неквалифицированных чернорабочих-отходников (которые сейчас называются «гастарбайтерами») из соседних слаборазвитых стран - Китая, Персии, Кореи и др. восточных стран. Были и высококвалифицированные рабочие, которые создавали современные заводы из Италии (например, завод «Фиат»), Бельгии, Канады и др.
Все эти иностранцы общались не только с местным населением, но и с агитаторами разных мастей - большевиками, меньшевиками, анархистами, «национальными» агитаторами - поляками, украинцами (которые боролись против русского «ига») и другими революционными группами.
По ходу революций в России в 1917 г. (буржуазной февральской, и советской октябрьской) или даже раньше, эти группы иностранцев стали формировать свои политические партии и группировки. Иностранцам - полякам, венграм, югославам, китайцам и другим очень понравились коммунистические идеи равноправия и справедливости, которые декламировались агитаторами. Они захотели искренне участвовать в революционных событиях в России, чтобы потом распространить завоевания и на свои страны. Российские большевики даже помогли создать Комитет военнопленных социал-демократов Московского военного округа, а после Федерацию иностранных групп РКП(б).
Задумка была в том, что, вернувшись в свои страны, такие интернационалисты будут устанавливать советскую власть в своих государствах. Именно про них говорил В. И. Ленин, что «бациллы большевизма» захватят многие страны.
Всего в годы Гражданской войны в России было создано 370 интернационалистских отрядов, рот, батальонов, легионов, полков, бригад и дивизий (!), в которых в разное время служило до 250-300 тыс. человек!!! Это громадная цифра по мерках Гражданской войны в России, стоит напомнить, что максимальная численность добровольческой Красной Гвардии составляла 253 тыс. человек, а к началу 1919 г. Красная Армия составляла 1,6 млн. человек (активных и «неактивных» штыков). То есть можно с уверенностью сказать, что примерно половину (на самом деле, меньше, с учетом революционных солдат и матросов регулярной армии) военной силы в начальный период Гражданской войны в России составляли иностранцы. Но тут стоит вспомнить, что им противостоял 60 тыс. Чехословацкий корпус из таких же бывших военнопленных, а также различные другие интервенты, которых насчитывалось более 600 тыс. солдат, помогавших белогвардейцем. Были еще мелкие отряды белогвардейских отрядов из бывших военнопленных поляков, югославов, поляков, немцев и других наций.
А как же китайцы? Собственно, из китайских рабочих-«гастарбайтеров» были полностью сформированы ТОЛЬКО 225-й стрелковый полк в ноябре 1918 г. под командованием Жен Фучена (действовал в составе 29-й стрелковой дивизии на восточном фронте) и китайский батальон 21-го московского стрелкового полка (создан летом 1918 г., действовал на Дону). Также китайцы могли быть мелкими группками «размазаны» в составе других подразделений интернационалистов. Надо сказать, что больше всего подразделений было полностью укомплектовано из финнов, югославов, чехов и поляков (даже не из латышских стрелков!).
Следующей реальной крупной вехой интернационалистского движения была гражданская война в Испании 1936-1939 гг., которая неплохо описывается в романе Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» (1940 г.).
#красная армия #гражданская война #политика #ссср #история #война
Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии
Другие статьи про Гражданскую войну в России - Как в СССР отменяли звания, награды и регалии и что из этого вышло
Мундир английский, погон французский, табак японский… Как интервенты снабжали оружием Белое движение
Чем Красная Гвардия отличалась от Красной Армии
Как Россию обокрали бывшие союзники в ходе интервенции в 1918-1922 гг.