Найти тему
Жизнь советского человека

Как за первые месяцы боёв 1941 года советский танкист уничтожил 52 боевых машины гитлеровцев? Боевой путь танкового аса

Оглавление

На момент начала войны с гитлеровской Германией будущему танковому асу было 26 лет. Но он помнил, что вырос в казачьей семье, в станице Бесстрашной, что в Краснодарском крае, и собирался не посрамить героическую историю своих предков. Судьба отмерила ему совсем немного времени, чтобы поквитаться с захватчиками Родины.

Начало войны застало Дмитрия Лавриненко совсем недалеко от западных границ Советского Союза. К этому времени он командовал взводом в танковой дивизии.

С боевым товарищем, Лавриненко - слева
С боевым товарищем, Лавриненко - слева

В период отступления Лавриненко повоевать не пришлось, но он не бросил свой повреждённый танк, а сумел каким-то чудом вытянуть его за отходящими войсками. На новое место передислокации Дмитрия без танка не взяли. Пока его ремонтировали, дивизия была перемолота в боях с гитлеровцами.

Лавриненко попал в 4-ю танковую бригаду Катукова. Когда пришли новые танки, Дмитрию достался новый, только с завода, Т-34. Здесь он получил назначение командиром взвода и возможность «развернуться» в полную силу своих практических действий.

В противостоянии с Гудерианом

В боях под Мценском взвод Лавриненко отличился в районе села "Первый Воин". 6 октября немцы прорвали оборону и начали уничтожать окопы мотострелков. Четыре танка рванулись на помощь. Командир Лавриненко поставил задачу – спасти мотострелков любой ценой.

Атака оказалась для немцев неожиданной. Советские танки сошлись с разных направлений. Активно маневрируя, они создавали впечатление действий большего количества машин, чем было в реальности. В итоге группа из четырёх танков уничтожила 15 машин противника. Четыре из них подбил экипаж Лавриненко.

Получив приказ на отход, танкисты не бросили мотострелков. Всех, кто остался жив «загрузили» на броню и вернулись к опушке леса.

9 октября экипаж Лавриненко отбил атаку десятка танков противника, идущих на деревню Шеино. Тактикой маневрирования и постоянной смены позиций танкисты сорвали атаку немцев, сумев сжечь одну из боевых машин. Ещё через два дня счёт экипажа увеличился до 7 танков, одного ПТО и не меньше двух взводов немецких пехотинцев.

Один танк на защите города

В середине октября танкисты Катукова уже двигались на защиту Москвы со стороны Волоколамского направления. Танк Лавриненко Катуков на некоторое время оставил по просьбе командования 50-й армии на охрану её штаба. После выполнения задания танкисты двинулись в сторону своих. С трудом проталкиваясь по дорогам, они решились чуть задержатся в Серпухове, чтобы побриться и постричься в парикмахерской.

Экипаж Лавриненко, командир - первый слева
Экипаж Лавриненко, командир - первый слева

В это время комендант города узнал о том, что по дороге от Малоярославца идёт колонна гитлеровцев. Части красной армии были на подходе. Но на данный момент единственными защитниками города остались старики и подростки. В это время коменданту Фирсову доложили, что у городской парикмахерской видели Т-34…

Лавриненко поставил боевую машину среди деревьев у Высокиничей. Дорогу было видно отлично. Немцы шли вперёд на хорошей скорости, будучи уверенными, что впереди советских воинских частей нет. За мотоциклами двигалась штабная машина, затем грузовики с пехотинцами и противотанковые орудия.

Как только колонна подошла на расстояние надежного выстрела, танкисты начали действовать. В первую очередь разбили орудия, затем начали разбираться с грузовиками. Вскоре подошли советские пехотинцы и колонну разбили полностью. Танкисты Лавриненко сдали Фирсову добытое оружие и технику. В качестве поощрения комендант Серпухова разрешил забрать из трофеев машину. Её и обнаружившиеся важные документы сдали Катукову.

На Волоколамском направлении

К концу октября танковая бригада, в составе которой воевал Лавриненко, стояла на рубежах севернее шоссе Волоколамск-Москва. В группе лейтенанта было шесть танков. 17 ноября в районе деревни Лысцево они столкнулись с 18-тью немецкими боевыми машинами. Всего за 8 минут боя удалось подбить семь из них. Понесла потери и наша группа. Но оставшиеся советские танки ворвались в село и уничтожили немецких автоматчиков.

В это время пришла информация о том, что немецкие танки выходят в тыл мотострелкам. Два полка из трёх уже отходили, а последний бился наполовину в окружении. Лавриненко отправил второй выживший танк в штаб, а со своим экипажем решил помочь обороняющимся.

Выйдя по пересечённой местности к шоссе в сторону Шишкино, Дмитрий встал на своём танке недалеко от дороги. Возможности замаскироваться не было никакой, но командир наделся, что среди снежного поля белая «раскраска» его боевой машины поможет слиться с окружающим пространством.

Т-34 в зимнем камуфляже зимой 1941 года
Т-34 в зимнем камуфляже зимой 1941 года

Подпустив неприятеля ближе, Лавриненко моментальными ударами вывел из строя головную и замыкающую машины, затем поработал по центру. Увидев шесть результативных выстрелов, Дмитрий развернул танк и стал юрко уходить от преследования. Пока длился бой и неразбериха в немецких рядах, наши части сумели выскользнуть на новые позиции, избежав окружения.

18 ноября на глазах у Лавриненко осколок мины оборвал жизнь генерала И. Панфилова. Потрясённый Дмитрий, не слишком задумываясь над тем, что он делает, на скорости вывел свой экипаж Т-34 навстречу восьми немецким бронированным машинам. Видимо, гитлеровцы не сразу осознали, что этот одинокий «сумасшедший» танк собирается на них напасть, за что и поплатились. Когда до врага осталось не больше 50 м, танкисты открыли бешеный огонь. Были выведены из строя 7 бронированных машин врага. Восьмой танк сумел «сбежать» только потому, что у экипажа Лавриненко заклинило пушку.

Неожиданно со стороны полей подкрался ещё один противник и ударил по Т-34. Из всего экипажа героев в живых остался только Лавриненко.

Последний бой

С 7 декабря началось наступление наших войск в районе Истры. К 18-му числу танковая бригада вышла к Волоколамску. Рота старшего лейтенанта Лавриненко вместе с сапёрами действовали на передовых рубежах.

Танкисты сумели ворваться в село Покровское, где «разметали» немецкий гарнизон. Решив развить успех, атаку продолжили на соседнюю деревню Горюны. В это время подошли и основные силы бригады. Немцы были разбиты. Здесь Лавриненко записал в число своих побед 52-й танк. Никто не знал, что он же окажется и последним.

Обозлённые немцы после боя подвергли Горюны мощному обстрелу артиллерией и миномётами. В это время командир 17-й танковой бригады Н. Чернояров и Д. Лавриненко согласовывали планы дальнейших действий. Получив приказ, старший лейтенант пошёл к своему танку. Маленький осколок мины ударил в него неожиданно.

Листовка, пережившая героя. Распространялась на фронте в 1942 году
Листовка, пережившая героя. Распространялась на фронте в 1942 году

Дмитрий провоевал менее полугода. За это время он участвовал в 27 танковых схватках и ликвидировал 52 бронированные машины врага. К сожалению, узнать о награждении орденом Ленина за бои под Волоколамском самый результативный танкист Великой Отечественной войны не успел.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.