Найти тему
Трезвый майор

Победа в воздухе куётся на земле!

Приближался конец 1993 года. На дворе стоял декабрь. Батюшка Тихий
океан вволю потешился со снегом. Уже несколько дней в Комсомольском
районе Хабаровского края шёл снег. Коммунальные службы Комсомольска-на-Амуре не справлялись с выпавшими осадками. Городской аэропорт Комсомольска прервал авиасообщение. Дикторы местного телевидения наперебой вещали о годовой норме снега, которая выпала в эти несколько дней.

Аэропорт Комоомольска-на-Амуре. Зима.
Аэропорт Комоомольска-на-Амуре. Зима.

А всего и делов-то! Как оказалось потом Батюшка Тихий Океан убыл в гости к старшему брату. Собирался Батюшка к грозному Северному Ледовитому Океану, клал в мешок заплечный новогодние и рождественские подарки, да впопыхах и забыл выключить снег. Коммунальные службы города расписались в полном бессилии перед стихией, аэропорт Комсомольска закрыли на несколько дней. Стихия грозила прервать автомобильное сообщение в Хабаровском крае.

Комсомольск-на-Амуре. Аэродром Дземги.
Комсомольск-на-Амуре. Аэродром Дземги.

Конечно технари на стоянках 277-го Млавского бомбардировочного полка не унывали. Они сидели в тёплых каптёрках арочных укрытий и пили горячий душистый чай. Кое-где чай был разбавлен не менее душистым спиртом. Не без этого конечно .... Но никто не унывал и все верили в победу над снегом, и грозной стихией севера. Да и не может Батюшка Тихий Океан бросить на произвол судьбы Млавский авиаполк.

Натешится Батюшка Тихий Океан в гостях у старшего брата, нагостится,
раздарит подарки многочисленным племянницам и племянникам да и
вернётся домой. А там уж и взор свой обратит на Хурбу. И всё как-нибудь
авось и наладится! Тем более и инженер уже составил свой план борьбы со снегом.Этот рассказ продолжение рассказа:
На Батьку надейся, а сам не плошай!

В кабине сопровождающих. Руслан. День полка в Сеще. 2016  год.
В кабине сопровождающих. Руслан. День полка в Сеще. 2016 год.

Тем временем стоянки авиационной техники завалило снегом. Командир
полка полковник Уржумов и его заместитель по инженерно-авиационной
службе подполковник Булавинцев на служебных уазиках объезжали стоянки авиатехники и пытались образумить личный состав, который упорно не хотел выходить из теплых каптёрок и чистить снег. Вернее мы чистили, но видя такое огромное количество снега просто опускались руки. Тем не менее по истечении недели работы кое-как удалось очистить арочные укрытия. Но дальше дело застопорилось. Стена снега на рулёжных дорожках превышала человеческий рост и сдвинуть эту гору снега вручную не представлялось возможным.

Мы всё чаще и чаще обращали свой взор на соседний с нашими стоянками городской аэропорт. Там работа кипела, и через несколько
дней аэропорт стал принимать рейсы гражданской авиации. Пассажирские и грузовые авиаперевозки. Нам же грозила потеря боеготовности на месяц как минимум.

Су-24 и топливозаправщик.
Су-24 и топливозаправщик.

Инженер отряда Миронов Сан Саныч утром 20 декабря 1993 года собрал
личный состав в классе самолёта и двигателя. Как обычно начал совещания с краткого обзора обстановки в мире и стране, Затем плавно перешёл к состоянию дел в армии и в нашем воинском коллективе. Приближалась встреча 1994 года, а намеченная ранее нами новогодняя встреча была под угрозой. Командир полка пообещал, что пока не очистим стоянки от снега никаких выходных и праздничных дней. Никакого Нового года. Поэтому после совещания с начальниками технических расчётов: майором Куницким и капитанами Сильченко и Шумейко, было решено обратиться к соседям. Личный состав эту идею поддержал.

Аэродром Комсомольска обладал внушительным парком снегоуборочной
техники. Поэтому и решили обратиться к ним.

Комсомольск-на-Амуре. Зима.
Комсомольск-на-Амуре. Зима.

Буквально в ноябре месяце на складе ГСМ была получена канистра
виноградного спирта высшего сорта. Спирта картофельного и китайского
рисового было много, но эти спирты почему то считались в нашей среде низкокачественными продуктами. Канистру с виноградным спиртом наш коллектив планировал израсходовать в канун Нового года. Но ради благой цели коллектив единогласно решил пожертвовать стратегическим запасом спирта и отдать его гражданским в качестве платы за помощь по очистке снега. Заручившись поддержкой технарей Сан Саныч отправил делегацию в автопарк аэропорта.

Делегаты прибыли через час. Канистры спирта однако оказалось мало. Времена немного изменились и гражданские водители просили сверху топливо. Керосин в новой России неожиданно начал расти в цене. Рыночные реформы сыграли свою роль. Водкой и спиртом уже никого удивить было нельзя. Топливо, вот новая жидкая валюта середины 90-х. Пришлось соглашаться на условия гражданских и отдать им весь списанный и просроченный отстой топлива, которого к тому времени накопилось немало.

9 мая 1995 года. Аэродром Сеща.
9 мая 1995 года. Аэродром Сеща.

На следующий день, на построении Сан Саныч объявил благую весть. В 10-00 на стоянки 2 авиационно-технического отряда прибывает снегоуборочная техника комсомольского аэропорта. Трактора и грейдеры покрашенные в непривычный для наших глаз оранжевый цвет прибыли как по расписанию. Каждый техник самолета с лопатами встречал технику у своих арочных укрытий и под руководством начальников расчётов началась уборка снежных завалов. К вечеру, аккуратно к 16-00 большая часть работы была выполнена. Мы уставшие, но довольные и улыбающиеся махали лопатами, доделывая работу вручную там, где технику использовать было нельзя.

Соседние 1 и 3 авиационно-технические отряды и начальство технико-эксплуатационной части полка перехватывали гражданских водителей на наших стоянках и суля им все богатства мира, договаривались об уборке снега на своих стоянках самолётов...

7 декабря - день инженерно-авиационной службы.
7 декабря - день инженерно-авиационной службы.

Батюшка Тихий Океан с улыбкой взирал на человеческий труд. И новыми
испытаниями уже не грозил. Отдохнув у старшего Северного Ледовитого
океана в гостях, он пребывал в благодушном настроении и уже готовился к
встрече Нового года.

Сегодня по прошествии стольких лет я с улыбкой вспоминаю то время.
Молодой и наивный лейтенант, не скоро же ты станешь майором! Однако всему своё время. А пока пользуясь случаем, я хочу поздравить авиационных инженеров и техников с прошедшим днём инженерно-авиационной службьі (отмечается 7 декабря) и с наступающим Новым 2022 годом! Каждый авиационный командир и начальник знает...

ПОБЕДА В ВОЗДУХЕ КУЁТСЯ НА ЗЕМЛЕ!