Найти в Дзене
Продай Слона

Кодекс взаимодействия маркетплейсов с продавцами

Оглавление

Минпромторг собирается регулировать отношения между маркетплейсами и продавцами. За основу взяли документ, подготовленный Ассоциацией компаний Интернет-торговли (АКИТ). Кто такие, что хотят и нужно ли это всем продавцам? А покупателям?

Чем известны АКИТ

АКИТ избавили продавцов от необходимости высылать бумажный чек покупателю за онлайн-покупку (запишем в плюсик). Воют с контрафактными товарами (запишем в плюсик). Пытаются обложить пошлинами любые покупки из-за границы (запишем в минус, такой запрет выглядит как удар по потребителю и конкуренции) и делают ещё много чего.

В целом АКИТ работает с благими намерениями, но иногда их заносит, и они предлагают слишком радикальные идеи (возможно они начинают с абсурдной перемены, чтобы в переговорах отступить до нужной им — классика продаж).

Что хотят ввести

АКИТ хотят сделать отношения между продавцом и маркетплейсами хотя бы похожими на партнёрские. Сейчас очевидно, что условия сотрудничества диктуются одной стороной — маркетплейсами, ассоциация хочет это изменить. Например, сделать акции маркетплейсов добровольными, а комиссию прозрачной, ввести ответственность маркетплейсов за порчу и утерю товаров и тому подобное.

Минпромторг, который может не только предлагать, но и делать, частично поддерживает идеи АКИТ. Интересно, что представители маркетплейсов эту инициативу тоже поддерживают, хотя это регулировка против них.

Нужно ли это продавцам

На мой взгляд очевидно нужно. Сейчас маркетплейсы перекладывают риски на продавцов, а хотелось бы риски как-то разделить между всеми участниками торговли.

Но регулировка понравится не всем продавцам. Дело в том, что АКИТ довольно жёстко настроены против контрафактной и серой продукции, а серой продукции на маркетплейсах хватает. Все, кто продаёт серые товары, рискуют оказаться неугодными для маркетплейсов. (В частности по этому я постоянно советую продавцам обелять свои поставки, это дорого, но снижает риски).

а покупателям

Покупателям, как кажется, не нужно совсем. Если продавцы перестанут снижать цены по требованию маркетплейсов, то всё станет дороже. (ну, или цены станут честными, а не «1500 500»).

В целом товары на маркетплейсах станут дороже, а их ассортимент сократиться, если начнётся активная борьба с серыми товарами. Продавцы экономят на сертификатах и качестве товаров, люди готовы такие товары покупать. Все всё понимают и принимают правила игры. И эти правила пока сами покупатели менять не хотят.

Что думаете о регулировании сотрудничества маркетплейсов и продавцов? Станет лучше или хуже?