Найти тему
ПиПси

Мандала, как терапевтический инструмент: Стадия 11 – «Фрагментация»

Здравствуйте, прекрасные люди!

Продолжаем разбирать и анализировать Сакральный круг (Мандалу) в психологической работе (в том числе, и для самостоятельной работы над собой в качестве самопомощи) по методике «Большой Круг Мандал» Джоан Келлогг.

Напомню, что данный анализ – не эзотерическая практика, а научная, так как базируется на
юнгианском знании и уходит своими «корнями» в идеи психиатра, психолога Карла Густава Юнга, являясь частью теории созданного им направления – аналитической психологии.
А
психология – это наука.

Данная статья посвящена Стадии 11 – «Фрагментация».

Если вы готовы погрузиться в изучение данной темы, но только сейчас познакомились с этим циклом материалов, то я рекомендую предварительно обязательно прочитать и предыдущие материалы этой серии, чтобы ничего не упустить и все верно понять. В материалах важна последовательность: первая Стадия Мандалы: нулевая – статья о ней – это точка отсчета для всех последующих материалов цикла.

А всем, кто уже был ознакомлен с 0 по 10-ую Стадию – добро пожаловать в новое знание!

Стадия 11 – «Фрагментация»: смысловая символика

11-ую стадию также называют «Дезинтеграция».
Устойчивая сложившаяся структура Эго продолжает кризисно трансформироваться. Переживание такого рода можно символически обозначить, как ощущение раздробленности Я на отдельные фрагменты, не складывающиеся в единую картину, причем отделившиеся частности когда-то единой структуры могут быть понятны и осознанны, а вот, их целостность – нет.

На соматическом уровне процесс может быть сопряжен и с телесными изменениями. Например, с такими естественными, какие были прожиты нами в подростковом возрасте в виде гормональной перестройки организма.
При переходе от пуберта к взрослению мы ощущали свои физические пределы и, отталкиваясь от них, выстраивали свои обновленные жизненные приоритеты. Порой – компенсаторно.
Следующий кризис, идущий после пуберта в жизненном цикле человека – кризис середины жизни («кризис среднего возраста»), где появляются уже свежие сложные переживания касательно самоощущения, самовосприятия, включая и восприятие своего тела.
Тогда мы впервые, быть может, понимаем, что физическая сила, свежесть, красота молодости – лишь временны.
Процесс старения – тоже процесс фрагментации. Грубо говоря, неизбежного «расщепления».

Психологические потрясения в период фрагментации могут вызывать даже ощутимые физические симптомы – тошноту, расстройство желудка или отвращение к свету. Это невротические/психосоматические симптомы. То есть, они могут быть нейтрализованы в процессе динамики – при переходе на другую стадию.

Теневой аспект данной стадии заключается в спонтанной активации стремления к аутоагрессии на фоне социальной дезадаптации. Нередко проявляются и шизофренические симптомы.

Фрагментация – фаза страха, смятения, утраты смысла и ориентации в жизни. Будто, привычная картина мира – пазл, распавшийся на тысячи частей, собрать которые вместе на данном этапе, не представляется возможным.

Если 10-ая стадия Мандалы подводит нас к «Вратам смерти», где старые идеалы обесценены и разрушены, но все же еще присутствуют в качестве «декораций» – плоских, одномерных, но, тем не менее – они есть (словно, по инерции человек использует их, как верные для себя, потому что каких-либо других у него на тот момент еще нет), то на 11-ой стадии «декорации» рассыпаются в прах, их нет – пусто.
Поэтому состояние на данной стадии можно фантазийно сравнить с тем, что бы мы чувствовали, если бы жили после своей смерти.

Проходя эту стадию, мы можем обнаруживать себя в несколько измененном состоянии сознания, дезориентированными (как бы абстрактно и странно это сейчас не звучало), где убежищем будет – интуиция. Именно она становится актуальной функцией в этот период, даже если она годами «дремала» на «задворках» сознания.

Фрагментация – «темная ночь души». Все кажется непонятным, мы ощущаем себя так, будто нами движут неумолимые силы, кратно превосходящие человеческие.
Нас посещают странные и пугающие синхронистичности – совпадения, дежавю. Сны и фантазии на этой стадии полны мотивов увечья, смерти, искажения форм тела, обезглавливания и кастрации.

Задачи этой стадии похожи на задачи предыдущей стадии и следующей, 12-ой – завершающей: прощание с прежним Я, встреча с теневыми сторонами своей личности лицом к лицу, то и дело, при этом попадая под прицел интропсихического архетипа Трикстера/Шута, позволяя ему водить себя за нос, а значит, идти на риск.

От всего происходящего, увы, не убежать, потому что данное разрушение сродни очищению. Перерождению.
«Король умер. Да здравствует Король!»

Мы освобождаемся от застарелых проблем прошлого посредством осознания их. Набираемся мудрости, а мудрость в ответ питает нас опытом. Когда мы говорим о смерти своего Эго, речь идет о приобретении абсолютно прозрачного, пластичного свойства. Сознание пустое и ясное, как морозный зимний солнечный день, как зеркало, в котором отражается все, как есть – честно и без вуали, вне зависимости от того, как мы это воспримем для себя и оценим.

Все, что мы до этого считали собой, будет рассмотрено лишь, как отражение, не более того. Тогда как, подлинным «бессмертием» обладает только глубина самого зеркала, в которое столь долго мы вглядывались, проживая десятки лет в незнании.

Горе от ума?
Нет. Скорее, от осознанности.

На этой стадии мы снова можем пережить глубокую потерю, утрату и драму из-за сепарации от нашего первичного целостного состояния.
Проходя через фрагментацию, мы снова спускаемся в матриархат, в хтонические глубины архетипа Ужасной Матери.

Амплифицируя, можно найти аналогии для 11-ой стадии в мифологии: переход Героя к новым землям через борьбу с мощными, страшными монстрами, которые пожирают, разрывают на части. Такими «инструментами» Ужасная Мать пытается препятствовать отделению от нее Дитя, пытаясь всеми силами удержать и вернуть его в «лоно» – в то состояние, когда любая форма была еще тотальной бесформенностью.

Мы можем тут также обратиться к сюжету мифов о расчленении Осириса или Диониса, разорванного титанами.
Это актуальные данной стадии пути Героев.

Дефрагментация – жуткая боль окончательной и неотвратимой сепарации – скорбь по лишению нас изначальной целостности с Матерью.

Но важно помнить, что разрушение – это часть священного цикла.
Если бы старые формы не распадались, то и новые не имели бы возможности появляться.

А они нам нужны.

Стадия 11 – «Фрагментация»: визуальная символика

В контексте колоды Таро, карта этой стадии – аркан Башня, в котором выражено окончательное разрушение всего ранее достигнутого.

Мандала, характерная для этой стадии, визуально представляет собой «разрезанный пирог»; каждый сегмент которого может иметь разную окраску (см. рис. в карусели изображений).

Иногда Мандала выглядит, как пестрое лоскутное одеяло, где отсутствует напрочь какой-либо порядок, симметрия.

Особенность изображений Мандал 11-ой стадии в том, что, как правило, у них нет центрального элемента.

А ощущение дезинтеграции в рисунках выражено символически через наложение цветов друг на друга, что придает им очень неопрятный вид и «грязный» оттенок. Цвета могут быть либо темные и мутные, либо слишком яркие, «ядовитые», психоделические – например, могут доминировать неоново-розово-зеленые тона.
Мандала может выглядеть, как элемент костюма Трикстера/Шута – пестрота и неразбериха.

Но Шут вершит не только хаос, он, как мы знаем из истории разных культур, всегда нес свою важную функцию при дворе правителя – говорить открыто то, что другие сказать не осмелились бы. Например, как Шут Короля Лира в пьесе Уильяма Шекспира.

Такова еще одна сторона визуальной характеристики 11-ой стадии.

Важно отметить, что порой после реализации Мандалы этой стадии мы можем стремиться к возвращению на пятую стадию с характерным для нее побуждением к избеганию. И такая реакция хорошо понятна, если учесть высокую вероятность разрушительных процессов и утраты ощущения психической целостности, границ Я на 11-ой стадии.

Эрих Нойманн, психолог, писатель и один из самых одаренных учеников Карла Юнга, касательно матриархального аспекта писал: «Положительным символом женственности и чрева является рот; поэтому губы могут ассоциироваться с женскими гениталиями. Основанием для такой символической связи фемининности со ртом, как расположенным в верхней части тела чревом, является, по-видимому, то, что рот становится местом «рождения» дыхания и слова.
Аналогичным образом разрушительные проявления женского начала – чрево, как место погребения – наиболее часто имеет в качестве своего архетипического выражения оскаленную пасть или рот с зубами.
Это, в частности, характерно для африканских статуэток, где «оскаленное чрево» заменено устрашающей маской; а также для ацтекских изображений Богини Смерти, украшенных множеством ножей и острых зубов.
Мотив vagina dentata наиболее характерен для мифов североамериканских индейцев. В мифах некоторых индейских племен присутствует образ плотоядной, обитающей во влагалище Ужасной Матери – рыбы.

<…>

Таким образом, когда богиня разгневана, она может закрыть чрева всех живых существ, и тогда жизнь замирает. Она – богиня-мать, хозяйка восточных врат – врат рождения; выступая же в качестве Ужасной Матери, она является хозяйкой западных врат, ведущих в подземный мир Врат Смерти».

На этом мы завершаем с вами анализ 11-ой стадии Мандалы, а в следующий раз будет разбор 12-ой стадии, завершающей цикл «Большого Круга Мандал» – «Трансцендентный экстаз».