Эту тему подсказал мне один из постоянных читателей. Он явно знал ответ правильный, но, если посмотреть большую часть современных публикаций о Великой Отечественной войне в целом, и Битве за Ленинград в частности, то видно, что до реального освещения истории нам ещё далеко. Особенно этому мешает множество авторов, которые занимаются переписыванием старых советских книжек и прочих аналогичных источников информации, такого же уровня достоверности. Причём переписыванием бездумным, противореча себе же, если не в одном предложении, то в пределах одного абзаца. И не забывая снабжать свои тексты достаточным количеством лозунгов, чтобы привлечь патриотически настроенную, но готовую бездумно верить, аудиторию.
Я же, вместе с другими авторами (слава богу их немало), постараюсь по мере сил публиковать информацию из более достоверных источников, чтобы хоть что-то противопоставить этому засилью мифов и легенд.
Сейчас же мы обратимся к бытующий с начала 70-х годов прошлого века легенде о том, как генерал армии Жуков, прибыл на Ленинградский фронт в самый напряженный момент. И в числе прочих судьбоносных решений приказал снять большое число зенитных орудий с противовоздушной обороны города и поставить их на прямую наводку против полчищ немецких танков. Дескать, зачем сбивать немецкие самолёты, если завтра по улицам могут пройти немецкие танки?
В результате это ярко отображено в художественной литературе и кинофильмах, когда немецкие танки не могут прорваться к Урицку и жалуются начальству, что «русские даже зенитки поставили на прямую наводку». В киноэпопее «Блокада» эти зенитки даже показаны… но лучше бы создатели фильма этот кадр вырезали, уж больно глупо это зрелище стоявших посреди поля колесом к колесу пушек смотрится:
Удивляться тому, что в Интернете можно найти даже споры о том, насколько эффективно действовали советские зенитки по немецким танкам под Ленинградом, уже не приходится. Причём некоторые «эксперты» даже умудряются оценивать потери немецких танков при штурме Урицка и Пулково, и вычислять процент потерь именно от зенитных орудий.
Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
К сожалению, я не могу оперировать каким-то цифрами о потерях немецких танков при штурме Урицка. По той простой причине, что танков там не было от слова вообще. Во всяком случае немецких. Советские КВ 51-го отдельного батальона пытались контратаковать и отбить город, но неудачно. Но нас они не волнуют. При захвате Урицка 15-го сентября 209-м пехотным полком, его поддерживала батарея штурмовых орудий 185-го дивизиона. Судя по всему, было три установки и ни одна из них не была потеряна. И уж точно не была потеряна от огня зенитных орудий, поскольку сам Урицк практически и не обороняли. По немецким данным они его взяли сходу.
Что касается штурма Пулковских высот, на который немцы «бросали танковые и моторизованные дивизии», то боевые действия там вела 36-я моторизованная дивизия. Своих танков ей не полагалось по штату, но перед началом наступления каждый из двух полков получил по роте танков из 6-й танковой дивизии. Примерно два-три десятка машин. С нашей стороны на Пулковских высотах вела бой 5-я дивизия народного ополчения, про использование зенитных орудий на её участке упоминаний нет.
Если брать весь путь 36-й дивизии до Пулковских высот, то с зенитными орудиями её танки могли столкнуться лишь при прорыве обороны в районе Сквориц 9-го сентября и при захвате Дудергофа на следующий день. Про сильное советское сопротивление в районе Дудергофа немцы не указывали.
Что касается 1-й танковой дивизии, то она вводилась в прорыв на участке 36-моторизованной 11-го сентября, вела бои в районе Дудергофа и Тайцы, после чего вышла в район Большого Виттолово и далее действовала в направлении Александровской и Пушкина. Действия 6-й танковой дивизии ограничились прорывом фронта западнее Красногвардейска и окружение города.
8-я танковая дивизия в наступлении участия не принимала, но один батальон был придан 269-й пехотной дивизии, когда та вела бои за Красногвардейск.
При прорыве нашей обороны в районе Красногвардейска и Сквориц, и далее у Тайцев, сопротивление советских войск было очень упорным, но данными о потерях немецких танков в этих боях я не располагаю. Тем более о том, чем именно их подбивали.
Всё, что возможно, это посмотреть, где были наши зенитные орудия, поставленные на прямую наводку.
Начать надо с того, что использовать зенитные орудия было отнюдь не гениальным прозрением прибывшего Жукова.
Ещё 17-го августа, было принято решение выделить для усиления Красногвардейского УРа 100 76-мм зенитных орудий 2-го корпуса ПВО. 76-мм зенитки как раз заменялись в корпусе на более новые, 85-мм орудия. Самым большим недостаток 76-мм зенитных пушек было крайне малое количество бронебойных снарядов. Их, правда, можно было заменить шрапнелью, поставленной на удар. Впрочем, как показало дальнейшее изучение документов, на передовую отправляли и 85-мм зенитные орудия в немалых количествах.
Вся сотня зенитных орудий была направлена в Красногвардейский УР с перевыполнением. Во всяком случае, к началу наступления в районе Красногвардейска было 68 орудий. В Колпинско-Слуцком секторе, затем выделенном в отдельный УР, таких орудий было 36. Упоминается, что 16 орудий было в Красном Селе и 16 в Дудергофе. По поводу последних не совсем понятно, насколько эти данные точны. Так что в любом случае только перечисленных орудий (а это не полный перечень) уже было существенно больше сотни.
Но кроме выделенных орудий из войск ПВО (кстати с расчётами и штабами батарей и дивизионов) зенитные пушки имелись и в составе противотанковых полков и бригад. Бригада, собственно, была одна — 14-я, и её части были распределены по отдельным участкам.
85-мм зенитные пушки имелись на вооружении 94-го (из 14-й бригады) и 690-го полков ПТО, оба в составе 55-й армии.
Советских точных (документальных) данных по борьбе зенитных орудий с немецким танками тоже нет. И это, на самом деле, можно объяснить тем, что немцы уж в сентябре 41-го точно не бросали танки в лобовые атаки на советскую оборону.
Оборону проламывала артиллерия и авиация, а потом уже шли пехота и танки. В любом случае, применение танков во время сентябрьского наступления Вермахта было крайне ограничено. Кто скажет, какая разница, были же штурмовые орудия, про которые всегда забывают. И будет прав. В том, что штурмовые орудия забывают.
Но штурмовых орудий под Ленинградом было не очень много. 185-й дивизион штурмовых орудий был придан 38-му армейскому корпусу. И побатарейно придан каждой из трёх пехотных дивизий: 58-й, 1-й и 291-й. Как минимум две установки были подбиты ещё в первые дни наступления.
Ещё две отдельных батареи (665-я и 667-я) были в составе 28-го армейского корпуса на Слуцком направлении. В 667-й было 5 установок, и она вела бои непосредственно за Слуцк. 665-я поддерживала 122-ю пехотную дивизию на западном берегу Ижоры.
Подводя итог можно сказать следующее. Зенитные орудия, снятые с противовоздушной обороны Ленинграда, несомненно сыграли важную роль в боях за город. Учитывая, что в частях Ленинградского фронта даже дивизионных пушек было крайне мало.
Но все разговоры об их эффективности некорректны, поскольку изначально базируются на использовании большого количества танков при штурме Ленинграда. Сейчас мы знаем, что и танков было не особо много, да и штурма не было.
Словом, подробную историю боёв за город ещё надо продолжать изучать, а не вытаскивать на свет старые пыльные мифы.
Все статьи, имеющие отношения к боевым действиям под Ленинградом можно посмотреть по тегу #битвазаЛенинград.
Хочу напомнить тем, кто ещё не приобрёл, что у меня недавно вышла книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Существует она только в электронном виде, посмотреть и приобрести можно тут.
Также, тем кто не читал, рекомендую мой роман в жанре альтернативной истории, «Освобождение-2».