Какими были первые богатыри на Руси?
Про Илью Муромца, Алешу Поповича и Добрыню Никитича все слышали.
Есть и другие богатыри: Святогор Мегабогатырь, Микула Селянинович, Вольга Святославович, Никита Кожемяка.
В фольклоре все, совсем иначе, нежели то, что мы помним и знаем.
Например, кто такой Святогор?
Он напрямую связан с Ильей Муромцем. Святогор относится к так называемым старшим богатырям. Не более старым в плане возраста и не высшим по старшинству, как генерал по отношению к полковнику. Старший он потому, что относится к первым этапам становления эпоса на Руси, где часто присутствуют мифологические мотивы. Он не защищает Русь, не борется со злом, он – лишь воплощение древней могучей дохристианской силы.
В былинах Святогор предстает великаном-богатырем, тяжесть которого не может вынести "мать сыра земля", поэтому он вынужден жить не в Святой Руси, а в "Святых горах" (отсюда его имя).
О Святогоре есть несколько былин, почти во всех он погибает.
В одной былине он бахвалится своей силой и говорит, что если бы на небе и земле было по кольцу, то, взявшись за них, он смог бы перевернуть все вверх тормашками. Об этом узнает пахарь-богатырь Микула Селянинович, подбрасывает Святогору сумку со «всей тягостью земной», великан-богатырь пытается ее поднять, но по колено увязает в земле и гибнет.
В другой былине Илья Муромец набредает в чистом поле на огромную постель, в метрической системе приблизительно размером 200 на 60 метров. И засыпает в ней на три дня. От сильного шума он просыпается (или его будит конь) и прячется на верхушке дуба рядом с постелью. Появляется Святогор, который несет с собой красавицу-жену в хрустальном ларце (женитьба Святогора описана в отдельной былине). Когда великан засыпает, его жена соблазняет Илью Муромца и сажает в карман одежды своего мужа.
Вскоре Святогор отправляется в путь, но по жалобам коня, которому тяжело везти двоих богатырей, Святогор находит Илью, узнает о случившемся, убивает жену, и два богатыря становятся побратимами, то есть Илья обязан сопровождать великана за свой поступок. В Святых горах они встречают гроб, который мастерят либо (в зависимости от версии) два ангела, либо двое нищих, либо на нем написано «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Сначала ложится в гроб Илья, но не помещается, следом ложится Святогор, крышка гроба захлопывается, и открыть ее не получается. Великан, поняв, что пришла его погибель, предлагает Илье слизать его пот, проступающий через стенки гроба, но Илья отказывается, догадавшись, что его хотят обмануть, передать ему невыносимую силу. Святогор хвалит Илью за смекалку и умирает.
Упомянутый выше Микула Селянинович тоже необычный богатырь. Он скорее принадлежит к старшим, но все-таки занимает промежуточное положение. Это такой богатырь-пахарь, в одной из былин о котором подчеркивается, что обычный богатырь не может поднять огромную сошку, которой Микула пашет землю.
Еще среди старших можно выделить Волха (созвучно «волхву» – чародею) Всеславьевича. В былинах о нем, так же как о Святогоре, встречаются мифологические мотивы. Например, Волх обладает оборотническими способностями, а рожден был от связи его матери, Марфы Всеславьевны, со змеем. Все живое с ужасом содрогнулось в момент его рождения, а сам он рос не по дням, а по часам (характеристика, присущая рожденному потустороннему).
Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию - с походом Олега на Царьград. Вольга - непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.
Младшие богатыри отличаются от старших тем, какую функцию они должны выполнять. А именно: показать молодецкую удаль (не всегда это высокоморальные поступки), защитить землю русскую от зла, от «неверных».
Илья Муромец. В былинах самый сильный и мудрый богатырь разрешающий конфликты между другими богатырями. Однако очень сложно сказать, реальный ли это был человек. Судя по всему, в XIV–XV веках на Руси складывается культ некоего святого Ильи, вокруг его жития появляются былинные сюжеты, в итоге формируется привычный нам образ Ильи Муромца, который отождествляется с личностью святого Ильи, чьи мощи лежат в пещерах Киево-Печерской лавры, а мы в результате верим, что богатырь Илья Муромец реально существовал.
Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».
Младшенький из "младших" богатырей Алеша Попович, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.
Никита Кожемяка в русских сказках - один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.