Найти тему
Военно-технический сундук

Александр Горовец и Дэвид Мак Кэмпбелл - два самых видных аса WWII, хотя подвиги свои совершили в разных условиях

Летом 1943-го советский летчик-истребитель в одном бою сбил сразу 9 немецких бомбардировщиков, а почти через полтора года его подвиг повторил американский пилот Дэвид Мак Кэмпбелл, сбивший в одном бою 9 японских истребителей. Оба героя получили высшие военные награды своих стран, но интересно, что американец к моменту своего самого результативного боя уже был асом, а Горовец практически асом так и не стал.

Подвиг Александра Горовца, изображение на белорусской открытке. Советский летчик А. К. Горовец был родом из Белоруссии
Подвиг Александра Горовца, изображение на белорусской открытке. Советский летчик А. К. Горовец был родом из Белоруссии

Говоря о победах летчиков-асов во Второй Мировой войне, следует учитывать очень многие факторы и обстоятельства. Например, немаловажное значение имеет тип сбитого самолета – истребитель, бомбардировщик, разведчик или какой-то другой. Также играет роль период войны, то есть наличие среди сбитых вражеских пилотов опытных специалистов. И еще важно подтверждение сбития, потому что во время войны нередко этим фактором пренебрегали.

Что касается немецких асов, то у них существовала практика записывать сбитый ведомым самолет на счет ведущего (командира группы), а также записывать победы по количеству моторов – например, четырехмоторный бомбардировщик записывался как четыре сбитых самолета, а двухмоторный – как два.

Александр Константинович Горовец (1915-1943 гг.) до войны
Александр Константинович Горовец (1915-1943 гг.) до войны

Но если все эти нюансы отбросить и рассматривать только «железные» победы, полностью подтвержденные и без всяких ненужных нюансов, то в мире остаются только два аса, сбивших в боях WWII по 9 самолетов противника в одном бою (или, точнее – «на одной заправке»).

Дэвид Мак Кэмпбелл (1910-1996 гг.) в своем "Хэллкете"
Дэвид Мак Кэмпбелл (1910-1996 гг.) в своем "Хэллкете"

Это советский летчик – гвардии старший лейтенант Александр Горовец и американский пилот - капитан Дэвид Мак Кэмпбелл. Причем разница между этими двумя пилотами была огромная – американец был лучшим асом американского военно-морского флота, а Горовец вообще асом не был, потому что в основном специализировался на штурмовке наземных целей, до своего последнего боя уничтожив на истребителе ЛаГГ-3 более 40 гитлеровских грузовиков, но сбив всего 2 самолета (уже на Ла-5).

Ла-5, на котором А. Горовец совершил свой подвиг. Правда, в разных источниках фигурируют разные номера на борту самолета героя. Источник: http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/g/gorovetc.htm
Ла-5, на котором А. Горовец совершил свой подвиг. Правда, в разных источниках фигурируют разные номера на борту самолета героя. Источник: http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/g/gorovetc.htm

Кроме того, есть и разница во времени проведения этих боев – лето 1943-го и осень 1944-го. Правда, А. Горовец буквально за полчаса в одиночку (!) сбил 9 бомбардировщиков, а Д. Мак Кэмпбелл – 9 истребителей, но тут следует учитывать, что в 1943-м даже пилоты немецких бомбардировщиков не были новичками, а в 1944-м над Тихим океаном на устаревших уже к тому времени «Зеро» сражались совершенно неопытные молодые японцы. Если и были среди них асы, то они в группах не летали, а действовали в одиночку и нападали из засады.

Grumman F6F "Hellcat", на котором летал Дэвид Мак Кэмпбелл
Grumman F6F "Hellcat", на котором летал Дэвид Мак Кэмпбелл

Можно, конечно же, вспомнить немецких асов Хартманна и Рудорффера, сбивших в одном бою 11 и 13 самолетов противника соответственно, но эти цифры сомнительны, так как имеются огромные проблемы с их подтверждением. В то же самое время количество побед Мак Кэмпбелла подтвердили даже японцы после войны, а «дело рук» Горовца так и осталось лежать на поле боя, где все эти 9 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, растянувшихся в прямую линию (по мере сбития) сразу же нашли и идентифицировали наступающие советские подразделения. Они же, кстати, и наблюдали за этим боем с земли.

А. Горовец в 1942 году (второй справа). Источник: http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/g/gorovetc.htm
А. Горовец в 1942 году (второй справа). Источник: http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/g/gorovetc.htm

Для нашего пилота этот бой закончился трагически – его одинокий Ла-5 с иссякшим боезапасом сбили немецкие истребители, когда Горовец возвращался домой. Американцам же банально повезло – им во время боя не повстречался японский ас, который отправил бы их на дно океана. Как результат - Дэвид Мак Кэмпбелл, действуя в паре со своим ведомым, лично сбил 7 «Зеро» (два А6МЗ и пять А6М5), а также два Ki-43, которые к концу 1944-го были устаревшими даже более чем «Зеро».

Реконструкция знаменитого боя Александра Горовца
Реконструкция знаменитого боя Александра Горовца

Интересный момент: как вспоминал впоследствии сам Мак Кэмпбелл, они с напарником на своих «Хэллкэтах» (палубный истребитель F6F) ворвались в рой «Зеро», состоявший из 40-50 самолетов, и просто палили из своих 12-ти (на двоих) крупнокалиберных пулеметов во все, что возникало на пути. После того, как они вылетели из этого роя, над океаном висели 12 столбов дыма от сбитых японских самолетов. В это время они находились уже над одним из островов залива Лейте, в котором происходило масштабное морское побоище, и сбили еще три подвернувшихся японских армейских истребителя Ки-43.

Реконструкция знаменитого боя Д. Мак Кэмпбелла
Реконструкция знаменитого боя Д. Мак Кэмпбелла

Когда пара возвратилась домой, то просто поделила победы «по честному» - 7 «Зеро» и 2 Ки-43 - Кэмбеллу, остальное (5+1) – ведомому. Ну, последнее соображение – это лично моя фантазия, но я думаю, что она очень близка к истине, потому что в скоротечных боях, когда палишь куда ни попадя, трудно определить, кто сколько сбил конкретно. Также уверен, что напарник аса – Рой Рашинг, - был совсем не против такого дележа, потому что он асом не стал бы в любом случае, зато благодаря своему командиру смог хоть чем-то похвастаться.

Дэвид Мак Кэмпбелл после войны на крыле своего знаменитого самолета
Дэвид Мак Кэмпбелл после войны на крыле своего знаменитого самолета

Как итог - Дэвид Мак Кэмпбелл (1910-1996 гг.) за свой бой 24 октября 1944 года в битве в заливе Лейте на Филиппинах получил высшую американскую военную награду - Медаль Почёта. Кроме того он стал самым результативным асом ВМС США со своими 34-мя победами.

Александр Константинович Горовец (1915-1943 гг.) асом так и не стал, хотя за свою недолгую боевую карьеру совершил 74 боевых вылета и уничтожил 11 немецких боевых самолётов лично. Но за свой подвиг, совершенный 6 июля 1943 года (на второй день Курской битвы) он посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Монумент Александру Горовцу в Курской области, где он аогиб
Монумент Александру Горовцу в Курской области, где он аогиб

В общем, оба пилота получили свои награды заслуженно, причем это были самые высшие военные награды держав, за которые они воевали. Думаю, что никакие споры по этому поводу неуместны, несмотря на то, что оба боя были проведены в совершенно разных условиях.

P. S. Все же хочу назвать А. К. Горовца именно асом, несмотря на то, что общее количество его побед сделать это как бы не позволяет. Но дело в том, что сбить за каких-то пару десятков минут почти десяток самолетов – это может не просто ас, а самый лучший в своем деле специалист, пусть это даже просто тихоходные бомбардировщики, а не трудноуязвимые истребители.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Румынский летчик-истребитель Константин Кантакузино побил по результатам всех американских и британских асов WWII

Во время Второй Мировой японцы создавали лучшие в мире боевые самолеты. Просто их было мало

Одни из лучших истребителей Второй Мировой войны - итальянские Макки C.202 Folgore и C.205 Veltro

Самый убойный истребитель японцев, дававший прикурить хваленым «Мустангам» и «Корсарам». И это не «Зеро»

Японский Aichi M6A «Seiran» - первый и последний в истории мировой авиации ударный подводный бомбардировщик

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц