В западной части Китая располагается одна из крупнейших песчаных пустынь Такла-Макан (Пустыня смерти), площадь которой более 300 тысяч километров.
Но главная уникальность пустыни не в ее размерах, а в Таримском шоссе, которое проходит через всю пустынь и позволяет ее пересечь в течение одного дня.
446 километров шоссе из 522 общей протяженности проходит через безлюдные песчаные дюны, что делает эту дорогу уникальной в мире.
Строительство шоссе продолжалось 2 года, с 1993 по 1995 год, а один километр трассы обошелся Китаю в 14 миллионов долларов.
Во время строительства и дальнейшего использования выявились большие трудности с эксплуатацией шоссе, жаркая погода, когда температура достигала +50 градусов, а так же песчаные бури, которые полностью заметали дорогу.
Но китайские инженеры нашли способ, как решить проблему с песком, а именно посадить устойчивые к засухе кустарники по обеим сторонам шоссе.
Для эксперимента были выбраны специальные сорта ивы и саксаула.
Для начала было высажено 6 километров кустарников, а затем, к 2003 году, протяженность увеличилась до 30 километров.
Показав успешность подобного решения, власти дали добро на озеленение всей протяженности шоссе.
Сейчас площадь насаждений занимает 3000 гектаров, а ширина с каждой стороны шоссе более 70 метров.
Но без воды растения не будут расти в пустыне, да еще на такой жаре. И здесь китайцы нашли решение.
Они создали грандиозную систему орошения, которая берет воду из подземного моря на глубине более 100 метров.
А через каждые 4 километра трассы располагаются специальные станции обслуживания.
Для чего Китаю дорога?
После строительства дороги соединились уезд Бугур и посёлок Ния.
Но для этого ли был реализован столь сложный и масштабный проект? Конечно нет.
Дело в том, что пустыня Такла-Макан это крупное месторождение газа и нефти.
Треть всех запасов нефти и газа на территории Китая содержатся именно там.
О наличии полезных ископаемых было известно еще в начале двадцатого века, но из-за отсутствия технологий и суровых условий исследования начались только в 1984 году.
Тогда и было предложено построить Таримское шоссе, чтобы решить вопрос транспортировки нефти.
Китайцы сделали невозможное, не только построив дорогу через пустыню, но и озеленив 3000 гектаров песков.
И данный опыт в будущем может пригодиться человечеству.