Сегодня жесткие границы стираются: ученики и учителя «лайкают» посты друг друга в социальных сетях и иногда разговаривают на «ты». Помогает или вредит неформальное общение учебному процессу и удается ли педагогу при этом сохранить авторитет.«Никогда педагоги не должны допускать со своей стороны тона фривольного», — писал еще А. С. Макаренко.
Нужно ли учителю и ученикам общаться неформально
Что думают родители:
Родители школьников неформальное общение преимущественно поддерживают и вспоминают традиции из своих школьных лет, когда, например, навестить педагога дома считалось совершенно обычным делом.
Алла Сумарокова, мама ученика 7 класса:
«Вспоминаю, что, когда сама была школьницей, мы ходили в гости к учителям. И это было нормально. Мы обсуждали фильмы, первую влюбленность. При этом было понимание, что он главный, старший, уважаемый, но как близкий товарищ может подсказать что-то важное. Сейчас все как-то отдалились друг от друга».
Валерия Ковалева, мама ученицы 10 класса:
«Мне непонятно, почему неформальное общение — это обязательно такое разбитное? Наши любимые учителя в моем детстве всегда были людьми веселыми. Разговаривали с нами на равных, не давили авторитетом. Помню, историк смешил очень, говорил: „Иди к доске, моя черешня, час расплаты настал“. Но никому и в голову бы не пришло с ним не считаться или не уважать».
Что думают дети
Большинству ребят хочется видеть изо дня в день не ходячую функцию или надсмотрщика, а «живого человека», который верит в то, что говорит, проявляет интерес к мнению учеников, их увлечениям. Если учитель отвел урок и сухо попрощался, ребенок очень скоро теряет интерес не только к учителю, но и к предмету.
Анастасия, 16 лет:
«Раньше я училась в школе, где с учителями разговаривали на „ты“. Я вообще не знала, что бывает по-другому, мне это казалось нормой. Сейчас я перешла в школу, где многие учителя обращаются к нам на „вы“. С одной стороны, похоже, как будто мы коллеги, которые делятся опытом друг с другом. Но дистанция, конечно, тоже очень ощущается. Иногда я из-за этого впадаю в ступор».
Роман, 12 лет:
«Мы с учителями иногда играем в „настолки“. Когда я выигрываю, мне приятно, что учитель мне руку жмет, поздравляет».
Ульяна, 14 лет:
«У нас в школе со всеми учителями хорошие отношения. Всегда можно спросить совет, необязательно по учебе. Они нас понимают и никогда не ругают. А мы их за это уважаем».
Что думают педагоги
Традиционная система образования подразумевает, что учитель выступает авторитетным взрослым, который владеет информацией и готов ею делиться. Общение происходит в рамках установленных правил, иерархии и построено на умении выстраивать дистанцию. Такого подхода придерживаются немало преподавателей по сей день.
Елена Тишина, учитель русского языка и литературы, 54 года:
«Педагог находится на работе. Если хотите, класс — это его офис и он в нем начальник. Много вы видели начальников, которые играют в доверительные отношения с подчиненными? Это расхолаживает, ломает дисциплину. Между учителем и учеником должна быть дистанция. Были времена, когда авторитет учителя вообще был непререкаем».
Игорь Клименко, учитель математики, 41 год:
«Наверное, если у тебя десять человек в классе, то можно неформально общаться, а если их 30? На голову сядут, они ж как маленькая толпа. А с толпой как? — Только управлять».
Однако кандидат педагогических наук Вера Султанова считает, что формат, когда идеальным учеником был ребенок, прямо сидящий за партой со сложенными руками, уходит в прошлое. Теперь успех учебного процесса зависит от того, насколько учитель умеет слушать детей, общаться с ними и выстраивать доверительные отношения. Это не означает, что нужно делиться с классом секретами личной жизни. Просто ученик выступает личностью со своими взглядами, несмотря на то, что она еще только формируется и нуждается в мягкой корректировке.
Евгения Порышева, учитель математики, 48 лет:
«Плохим тоном для педагога я считаю желание задавить ребенка авторитетом. Я от коллег иногда слышу: „Ну, пусть меня не любят, зато предмет знают. Мне их любви не нужно“. Считаю это провалом. Я убеждена, что в моей практике успех в усвоении материала приходил только тогда, когда мы налаживали партнерское общение».