Найти в Дзене
Валерий Печейкин

Мамочки, это же новая «Матрица»! Фильм о том, как красиво стареть

Оглавление

Когда в 1999 году вышла первая часть "Матрицы", она потрясла весь мир. И мой родной Ташкент тоже не остался в стороне. Сразу несколько кафе, которые вчера еще были "Буратинами" и "Эвелинами", вдруг стали "Матрицами".

Этот фильм оказался чем-то большим, чем просто кино. Он совпал со временем, когда появился Интернет, новые технологии, а с ними и новые страхи — не поработят ли нас эти машины? Впрочем, страхи давно не новые, но в "Матрице" они получили гениальное выражение. Красная или синяя таблетка, исчезающий рот главного героя Нео, особая пластика драк, зависающие пули. Это гениально и это навсегда.

Поэтому новая "Матрица" должна была выйти просто потому что мы — фанаты — этого хотим. И вот она вышла.

Кадр из фильма "Матрица: Воскрешение"
Кадр из фильма "Матрица: Воскрешение"

Новая матрица об искусстве красиво стареть. В ней старый Нео слышит от нового агента Смита, что он уже не тот: не умеет драться, как прежде. Но потом получает удар супер-силы. И признает: а Нео еще кое-что может!

Вообще весь фильм напоминает то, как шутит над собой именинник, отмечающий сорокалетний юбилей и 18 лет не появлявшийся на публике. При этом, если заглянуть в фильмографию Киану Ривза, то можно увидеть, что он не прекращал съемки. Каждый год выходил какой-нибудь фильм с Ривзом. Но в поп-культуре он навсегда останется Нео. Тем красавцем из первой "классической" "Матрицы".

Если вы спросите, чем мне понравилась четвертая часть, я отвечу вам очень просто — тем, что она есть. По сюжету фильма Томас Андерсон (Нео) работает программистом в компании Deus ex machina, которая выпускает игру под названием "Матрица". Все предыдущие ее части, которые мы знаем как фильмы, в новой "Матрице" подаются как фрагменты (кат-сцены) из компьютерной игры. Компания Warner Brosers хочет выпустить новую часть и дает понять, что сделает это в любом случае. Поэтому Томасу Андерсону не остается ничего, кроме как согласиться, и вновь пробудиться для жизни в реальности и новых схваток. Это не спойлер, но в финале нам вновь намекают на то, что пятая "Матрица" тоже не исключена. А в сцене после титров говорится о том, что это может быть "матрица" в мире кошек. Надеюсь, это не шутка. Я бы посмотрел!

-2

А сейчас я хочу напомнить о том, за что я сам люблю "Матрицу". И уверен, что этой любви мне хватит, чтобы ждать новых ее частей.

Философский подтекст

Причем, настоящий философский подтекст. Так в одной из сцен мы видим тайник Нео, который находится внутри книги, на обложке которой надпись "Симулякры и симуляция"

Это книга Жана Бодрийяра, в которой он описывает современный мир, наполненный симулякрами. Если вы забыли, что это такое, то напомню: симулякр это копия не имеющая оригинала. Например, "сэндвич с тунцом" из Subway, в котором журналисты The New York Times не нашли тунца. Или приведу вам пример из нашей с вами реальности. Это партия ЛДПР... Напомню, что это либерально-демократическая партия России. Надеюсь, не стоит объяснять, почему в ней либерализма и демократии как тунца в сэндвиче из Subway.

Потрясающий антигерой

-3

Скажу страшное: мистер Смит нравится мне ничуть не меньше, чем Нео. Скажу еще страшней: Киану Ривз как Евгений Цыганов играет... очень скупо.

Мистер Смит (Хьюго Уивинг) создает глубокий и небанальный образ зла. Мистер Смит может только создавать других мистеров Смитов. У этого образа сразу несколько проекций. С одной стороны, это представитель спецслужб, "силовик", который умеет только увеличивать штат собственных сотрудников. С другой стороны, это сатира на патриархат — мужчины воспроизводят других одинаковых мужчин. Костюм мистера Смита не меняется, как не меняется мужская патриархальная мода. С третьей стороны, мистер Смит это вирус. Вирус развивается горизонтально, репродуцирует себя, создает колонии. Но не создает культуры. В мире Смитов не возникает культуры, религии, рефлексии, сложных связей. Мистер Смит существует в логике бесконечного деления и паразитирования.

Поэтому именно он представлен как персонификация зла. И поэтому он противостоит лично братьям, а теперь уже сестрам Вачовски. Они изменились, а мистер Смит нет. Мистер Смит не просто не может стать женщиной, он не может стать другим-собой. Но он может захватывать чужие тела, как он захватывает в "Перезагрузке" тело Бэйна. Это еще одно подтверждение его вирусной природы. Смит может быть только собой — бесконечно долго. Или вселяться в других, полностью подчиняя и уничтожая их личность.

Кстати, хочу напомнить недавнее интервью Киану Ривза. То, которое уже стало мемом. Фрагмент, где он смеётся в ответ на реплику журналиста про NFT токен, который нельзя скопировать. Ривз слышит это и начинает смеяться. Возможно, он вспоминает в этот момент агента Смита. Смит показал, что скопировать можно даже себя самого. Тем более, можно скопировать цифровой объект.

Братья/сестры Вачовски

Но вернёмся к "Матрице": весь иллюзорный мир в ней представлен как набор символов. А символы копируются. Все, что можно повторить — матрица. То есть, зло. При копировании объект не меняется, значит злой тоже не меняется. Изменение свойства добра. И недавно сама Лили Вачовски заявила, что "Матрица" задумывалась как метафора трансгендерной идентичности.

-4

Напомню, что несколько лет назад Лоренс Вачовски стал Ланой, Эндрю Вачовски стал Лили. (Представьте, как если бы братья Михалковы стали сестрами Михалковыми.)

Поэтому "Матрица" это все еще невероятно важный фильм о меняющемся мире, которые сняли меняющиеся — буквально! — режиссер_ки.

Кстати, я был уверен, что в новой "Матрице" будет что-нибудь, намекающее на QR-коды, но пока разглядеть этого не удалось. Может быть, увижу при новом просмотре?

А вы уже посмотрели новую "Матрицу"? Какие у вас ожидания?

Также читайте: «Петровы в гриппе»: хороший фильм с Иваном Дорном для плохой погоды

#матрица 4 #сестры вачовски #киану ривз #кино #кинопремьера #хит