Планы могут полететь в тартарары. Да, мир летит в тартарары. Но тартарары - это не катастрофа. ...
Что говорят дети:
Чтобы не ошибиться с профессией, нужно выбирать то, к чему лежит душа. Можно быть хорошим специалистом в одной из крупнейших компаний, много зарабатывать, но при этом всегда быть в плохом настроении, которое не сможет улучшить даже приличный доход.
Чтобы будущие выпускники не оказались в похожей ситуации необходимо:
- Не вмешиваться в выбор.
В то время, когда школьник выбирает будущую профессию, взрослым важно не переусердствовать, не давить и не убеждать чрезмерно. Иначе это или спровоцирует бунт, или запутает ребенка. - Пересмотреть взгляд на высшее образование.
Сейчас многие молодые люди зарабатывают уже с 14-15 лет, иногда получая больше взрослых. Их взгляд на высшее образование отличается от мнения родителей, и это нормально. Ребенку необходимо самому решать, чем он хочет заниматься в дальнейшем и где учиться. - Шире смотреть на мир профессий.
Не стоит бояться, если ребенок планирует заниматься творчеством или блогингом. Напротив, предложите ему попробовать. Подросток поймет, что это не так легко, как кажется на первый взгляд, а кроме того, освоит практические навыки.
На что ориентироваться в будущем
Сейчас мир работы меняется быстро, а жизненный цикл профессии становится меньше, чем цикл профессионала. В молодости вы получаете профессию, но она может исчезнуть еще до того, как вы выйдете на пенсию.
Кроме того, профессиональную сферу все больше захватывает автоматизация. В первую очередь, «вымываются» специальности, которые требуют сложных, но автоматизируемых навыков. Это банковские работники, юрисконсульты и другие подобные профессии. Перемены происходят в двух направлениях: эти служащие должны будут или выполнять простые задачи за минимальное вознаграждение, или справляться с творческими и нестандартными задачами. Не исключено, что наступит момент, когда весь «офисный планктон» вообще исчезнет.
Однако на рынке труда открываются новые технологические сферы и появляются новые профессии.
- Технологии и робототехника.
Чем больше автоматизирован окружающий мир, тем больше требуется специалистов, которые смогут изобретать технологии, исправлять неполадки, обслуживать системы, программировать. - Человекоцентрированные сервисы.
Когда вокруг огромное количество «железяк» и технологий, человеку хочется коммуникации с другими людьми. Пример: вы ходите в кафе не для того, чтобы попить кофе — его вы можете приготовить дома с помощью кофемашины, а чтобы пообщаться с бариста или другими посетителями. - Виртуальная экономика.
Сейчас формируется цифровая вселенная, в которой работают свои законы, в том числе экономические. Например, тысячи людей зарабатывают на онлайн-играх. Они прокачивают персонажей, добывают ценные артефакты, а потом продают их за реальные деньги. - Творческие индустрии.
Компьютеры уже пишут книги, рисуют картины и создают музыку, но специалисты единогласно заявляют: это не искусство. Машины пока не способны к нестандартным решениям и подходам. - Экономика эковосстановления.
На фоне проблем с экологией и климатом потребность в специалистах растет. Кроме того, в эту сферу идут активные инвестиции для сокращения вреда окружающей среде.
Правильно выбирать профессии с прицелом на будущее: те, что будут актуальны и через несколько лет. Если ученик в девятом классе — добавить два года на окончание школы, а потом в среднем пять — на колледж или вуз.