“Союзмультфильм” выпустил документальный сериал “Кто нас нарисовал?”, посвященный развитию российской анимации. Недостатков хватает, но вообще работа очень нужная и в целом дающая хорошее представление о том, как шел процесс в этом виде искусства.
Первым русским мультипликатором был балетмейстер Александр Ширяев. Он стал пионером кукольной анимации. Правда, не воспринимал свои фильмы как самостоятельное творчество. Оживлять фигурки ему понадобилось для показа танцевальных движений. Поэтому первым собственно режиссером кукольных мультфильмов и в Российской империи, и в мире считается Владислав Старевич.
- Известно, что звезд с неба в образовании он не хватал, - рассказывает историк анимации Станислав Дединский. - Если посмотреть на табель оценок, который сохранился в Тартуском архиве, видно, что Старевич был не только двоечником, но и второгодником. И, как он сам вспоминает в мемуарах, на самом деле он был еще и прогульщиком. Он часто сбегал из гимназии ловить бабочек.
После революции Старевич эмигрировал. В России не осталось продолжателей его дела. В первые годы советской власти были какие-то попытки делать агитационные мультики. Что-то получалось, но без слез не взглянешь. В США Уолт Дисней уже добился выдающихся результатов. Именно у него учились отечественные авторы. Какие-то американские фильмы даже показывали на наших экранах.
- Это была сенсация. Этих животных воспринимали даже как живых, реальных персонажей, то есть до такой степени люди не понимали и не знали, что такое анимация, - говорит шеф-редактор “Союзмультфильма” Сергей Капков. - Но художники и люди творческие - они обалдели от возможностей, о которых они даже не подозревали. Что есть такая пластика. Что у персонажей может быть не только техническая возможность ходить вправо, ходить влево, но может быть развитие персонажей, “актерская” игра. Что, оказывается, рисованные герои могут выдавать целый каскад того, что делает актер живой в кино и даже лучше.
Заново начинали после войны. Режиссерами стали простые парни, вернувшиеся с фронта. А вот шикарные задние планы красочных картин 50-х годов создавали “бывшие”. То есть потомки аристократических родов, у которых было хорошее художественное образование, но которым нельзя было высовываться, чтобы компетентные органы не начали проверять родословную.
Расцвет советской анимации пришелся на 60-70-е годы. Идет активный творческий поиск, разрабатываются разные стили, придумываются популярные персонажи, которых “Союзмультфильм” эксплуатирует до сих пор. К чести создателей сериала они вставили критическое высказывание выдающегося режиссера Гарри Бардина, что нельзя вечно паразитировать на советском наследии. Пора бы не “Простоквашино” продолжать, а придумать что-то современное.
Из несомненных плюсов - внимание, уделенное и другим студиям: ТО “Экран”, “Мельница”, “Пилот”. А также заметным явлениям за пределами РСФСР. Тут выделяются три республики: Эстония, Украина и Армения. Немного раздражает попытка говорить не литературным языком, а на сленге. Как будто авторы заигрывают с подростками. Хотя упоминание галюциногенных грибов в контексте эстонской анимации оправдано: прибалты создавали (и продолжают это делать) очень странные мультики. Это была их изюминка в общесоветской булке. Вот только нужно еще и правильно произносить названия произведений. Почему-то закадровый голос говорит: “Большой Тыпль” вместо “Большой Тылль”. Творения Рейна Раамата нужно знать, товарищи.
Украинцы создали цикл про казаков и многосерийные “Приключения капитана Врунгеля” и “Доктора Айболита”. Тот же Давид Черкасский, что снял два последних фильма, сделал одну из лучших экранизаций “Острова сокровищ”. Ну а гениальный Роберт Саакянц выдал серию абсурдистских короткометражек.
90-е были временем выживания. Однако и тогда талантливые авторы смогли продолжить заниматься любимым делом. Из наших современников прежде всего выделим Александра Петрова, в 2000 году получившим “Оскар” за “Старика и море”. Он работает в редком стиле живописи по стеклу.
Потом пошли коммерческие сериалы, самым успешным из которых стали “Маша и Медведь”. Из главных тенденций настоящего и будущего выделим то, что большие студии будут больше ориентироваться на полный метр и многосерийный формат. Их легче монетизировать. Уже в работе находятся несколько проектов. В ближайшее время должен выйти полнометражный фильм “Суворов”. И ждем заметного притока произведений для подростковой и взрослой аудитории.
Читайте также: Мультфильм, графика которого повергнет в ужас