Найти в Дзене
Баку. Визит в Азербайджан

Абд ар-Рашид аль-Бакуви о Баку начала XV века

Оглавление
Абд ар-Рашид аль-Бакуви о Баку начала XV в.
Абд ар-Рашид аль-Бакуви о Баку начала XV в.

Абд ар-Рашид аль-Бакуви — известный арабский географ, который первым в подробностях описал Баку ( и территорию средневекового Ширвана в целом).

Хотя Баку упоминается и раньше, например, в письменных источниках V века, а начиная с 10-го присутствует в большинстве работ арабских географов, о самом городе писалось очень скупо.

Аль Бакуви же, создавший в 1402-1403 свою знаменитую «Талхис, ал-асар ва аджаиб ал-малик ал-каххар», уделил городу повышенное внимание... и тому были свои причины.

Бакинец Абд ар-Рашида ибн Салих ибн Нури аль- Бакуви

Хотя Абд ар-Рашид и был арабом, родился он в Баку, в семье имама местной мечети Салиха ибн Нури.

О конкретной дате рождения, нам ничего неизвестно. Но как писал сам географ, его отец скончался в 1403—1404 годах (в 806 году по мусульманскому календарю), в возрасте семидесяти лет. То есть, мы можем предположить, что аль-Бакуви рожден в середине 14 века.

В те времена, на огромной территории в почти в половину Азии, располагалось государство потомков Чингизхана - Хулагуидов.

Государство Хулагуидов (Ильханат)
Государство Хулагуидов (Ильханат)

Судя по тому, что самый оригинальный и насыщенный материал у аль-Бакуви собран по Ширвану, Аррану и Южному Азербайджану, он предпочитал путешествовать в строго определенных границах.

Видимо опасался монголов в удаленных частях империи, поэтому выбирал места поближе к столице (которая находилась в Тебризе) или земли заселенные арабами.

Путешествие Аль-Бакуви длиною в жизнь. По некоторым источникам, он умер и похоронен в Каире
Путешествие Аль-Бакуви длиною в жизнь. По некоторым источникам, он умер и похоронен в Каире

Тем не менее, Абд ар-Рашид аль-Бакуви описывал весь известный мир, разделив его на климатические зоны.

К примеру, о жителях Сибири того времени, он пишет:

Начинается (седьмой климат) на востоке, где леса и горы, в которых обитают некие группы людей из тюрок, похожие на дикарей. Он проходит по горам Башкырт, к пределам ал-Баджанак, городам Сувр и Булгар и кончается у моря ал-Мухит. За пределами этого климата мало народов. Живут там такие, как сиву (весь?), вазанк, йура...
Это конец обитаемого мира, а за ним нет народов, кроме одного, на который можно не обращать внимания.

Есть и о славянах:

... лежащей на западе шестого и седьмого климатов. Она граничит со страной Хазар… Это рыжеволосые люди с красным лицом, очень сильные… Это — разные племена, и между ними идут войны. Каждый их народ имеет царя, не подчиненного другому. Часть их — христиане-яковиты, часть — несториане, часть не имеет никакой религии, часть поклоняется огню.

Видимо речь идет о княжествах и княжеских распрях.

Интересно и упоминание какого-то большого города в одном из славянских государств. Аль Бакуви называет его городом Мишка в стране саклибов. (Сакалибами арабы называли славянских невольников.)

Город этот расположен на берегу моря, среди густого леса, через который войскам не пройти. Там много продуктов, меда, мяса, рыбы. Женятся они только по усмотрению царя, к женам своим очень ревнивы.

Вообще, если включить воображение и начать читать Абд ар-Рашида аль-Бакуви, то это очень интересно. Представляется мир 13-14 веков, частенько расходящийся с прилизанными картинами известной нам истории.

Есть в нем и о амазонках, проживающих на берегу Атлантического океана, интересные описания европейских городов и стран, много о территориях юга России, населенных в то время различными народами, подробное описание Дербента — чем ближе территория к месту путешествий самого аль-Бакуви, тем подробнее информация.

Абд ар-Рашида аль-Бакуви о Баку

О территориях Азербайджана написано достаточно много, возможно, я еще когда-нибудь напишу об этом, а пока о Баку.

В первоисточнике "Адербайган" (Бакуви. Указ. соч., с. 61.)
В первоисточнике "Адербайган" (Бакуви. Указ. соч., с. 61.)

Северный Азербайджан, аль-Бакуви относит к пятой зоне. В нее он включает Ширван, Арран и Мугань.

Сам Баку, он называл Бакуйа и уделил ему наибольшее внимание:

БАКУЙА, долгота — 84°30', широта — 39°30', — город, построенный из камня на берегу моря ал-Хазар, в одной из областей Дарбанда, близ Ширвана. Его стены омываются водами моря, которое затопило много стенных башен и приблизилось к мечети. Почва там скальная, и большинство домов построено на скалах. Воздух там хороший, вода пресная, из колодцев, выбитых в скалах, а выходящие в них ключи исключительно приятны. Там низкие урожаи зерна, и большую часть его привозят сюда из Ширвана и Мугана.

Удивительное описание. Похоже в 14 веке Каспий поднялся настолько высоко, что достиг не только Девичьей башни, но и расположенной чуть выше мечети.

Баку через 200 лет, после описания аль-Бакуви
Баку через 200 лет, после описания аль-Бакуви

Речь скорее всего идет о мечети Мухаммеда ибн Абубекра, о которой я писал недавно:

Следующий абзац как-будто написан о современных бакинцах. Прошло 650 лет, а ничего не изменилось.

Много здесь инжира, граната и винограда. Сады находятся далеко, и большинство горожан отправляется туда в летнее время, живёт там некоторое время, а затем возвращается. И так они делают ежегодно.

Такое мог написать только человек выросший в Баку. Залетные географы навряд ли обратили на это внимание.

А это о самой Девичье башне (и второй, не дошедшей до нас):

Город имеет две прочные крепости из камня, чрезвычайно укрепленные. Одна из них, большая, стоит близ моря, волны которого бьют в ее стены. Это та крепость, которую не смогли одолеть татары. Другая крепость выше первой. Ее верхушка с одной стороны разбита баллистами.

Речь скорее всего идет о нашествии монголов 1221-1222-ых годов. Тогда, под предводительством Чингизхана, они легко одолели слабые государства Эльденизов и Ширваншахов, прокатившись волной до самого Дербента.

Некоторые города оказывали им сопротивление, например известно о трехдневной ожесточенной осаде Шемахи. Похоже, что и Баку не просто сдался за так.

Конечно не мог аль Бакуви не написать и о бакинских ветрах:

Особенностью этого города является то, что ветер в нем дует и ночью и днем, так что иногда при сильном ветре невозможно человеку идти против ветра, а лошадей и овец в зимнее время даже сбивает в море, и они не могут удержаться на земле.

Похоже, что ветра в то время были покруче нынешних.

Представляете, что это означает для города, одной частью практически находящегося в море. Какие волны бились о Девичью Башню и как далеко вода могла подниматься в город.

После этого задумываешься о ее форме, напоминающей волнолом.

Девичья Башня
Девичья Башня

В пропагандисткой части рунета, существует распространенное мнение, что добычей нефти в Баку стали заниматься с приходом Российской Империи, цитата ниже наверное для них:

Здесь известны залежи смолы и источники нефти, которой добывают ежедневно более чем двести верблюжьих вьюков. Рядом с ними — другой источник, изливающий беспрерывно, днем и ночью, белую, как жасминовое масло, нефть; его арендная .плата достигает приблизительно тысячи дирхемов.

Более интересно, как простые бакинцы использовали дар природы:

Близ источников там есть твердая земля желтого цвета, которая горит наподобие свечей. От нее отламывают куски и везут в город для отопления его домов и бань.

Дальше идет очень загадочный кусок текста:

https://vostlit.info/Texts/rus2/Bakuwi/frametext5.htm
https://vostlit.info/Texts/rus2/Bakuwi/frametext5.htm

Фарсах это 8,5 км, если брать среднеазиатское значение, и 5.5, если персидское. На таком расстоянии от города было христианское селение с вечно горящим огнем?

К сведению, известный с древнейших времен Янардаг находится в 27 км. от города.

Или таким образом аль-Бакуви обозначает огнепоклонников, не желая писать о главных теологических врагах арабов?

Упомянутый остров это скорее всего Пираллахи (о. Артем), а вот с газелями загадка. На Апшероне в свое время в большом количестве водились джейраны, но их трудно назвать уникальными.

Дальше больше, мы узнаем, что почти все селения Апшерона были во власти зороастризма.

Близ города много селений, и каждое селение имеет укрепленную цитадель с прочными стенами. Все жители этих селений — христиане, а жители города исповедуют толк имама аш-Шафи'и — да будет доволен ими Аллах!

Видимо в этом причина, что место поклонения огню, известное еще с 3-4 веков до нашей эры, сохранилось до сих пор, и даже, начиная с 15 века, приобрело вторую жизнь.

В других местах Азербайджана, за исключением высокогорного Хыналыга, ничего подобного не осталось.

Заканчивая описание Баку, Абд ар-Рашида аль-Бакуви пишет:

Это — родина родителя моего, имама, ученого Салиха ибн Нури, который был средоточием достоинств...(В тексте, судя по стоящему далее предлогу *** очевидно, пропущено слово ***. «он скончался») в 806 году в возрасте семидесяти семи лет.

Вот собственно и все.

Есть о чем задуматься.