Найти тему
Азвука - теория звука.

Почему не звучал Focal: проверяем звук в машине с помощью микрофона.

Имеется машина с немного доработанной акустической системой: прошумлены передние двери, и заменены все штатные динамики (пищалки, миды, коаксиалы в задних рядах). Проверяем, как это звучит! Причем не субъективно, а по измерениям через микрофон.

Расположение основных динамиков: пищалка и мидбас под штатной сеткой.
Расположение основных динамиков: пищалка и мидбас под штатной сеткой.

Динамики вроде как установлены не плохие. Спереди компонентная акустика Фокал: и бренд уважаемый, и модель далеко не самая бюджетная.

Компоненты системы
Компоненты системы

Сзади коаксиалы, кстати, в них есть возможность регулировки уровня пищалки, полезная фишка. Но это не суть, они определяющего влияния на звук не оказывают. По поводу тыловой акустики в безпроцессорной системе мое мнение не изменилось со времени написания этой статьи, так что пусть стоят:)

Переходим к измерениям! Устанавливаю микрофон примерно на место водителя, и смотрим, как выглядит АЧХ.

АЧХ с места водителя.
АЧХ с места водителя.

Если вам кажется, что все ужасно - не торопитесь с выводами и гляньте на шкалу дБ: если не брать самый глубокий провал, то вся неравномерность легко укладывается в +- 5Дб. Это очень не дурно для системы, которая толком не настраивалась! Кстати, штатная магнитола даёт самые минимальные возможности для настройки: есть трёхполосный эквалайзер, балансы фронт/тыл, лево-право. ВСЁ!

И да, по басу слабовато, с 60Гц завал.

Все доступные настройки в кадре:) Эквалайзер выставлял не я, так было.
Все доступные настройки в кадре:) Эквалайзер выставлял не я, так было.

Смотрим на график более внимательно. Сразу обращает на себя внимание провальчик в районе 2-7кГц. Именно этим местом займемся более плотно, попробуем устранить эту проблему.

АЧХ в этом месте провалена симметрично на обоих бортах, и при суммарном звучании обоих каналов. Значит, с большой долей вероятности, это системная проблема, а не влияние салона. Этот диапазон обычно попадает на зону совместного излучения пищалки и мидбаса, и это сразу наводит на мысль о перепутанной фазе пищалок. Есть большая вероятность, что переполюсовка высокочастотников сделает провал меньше, или уберет его вовсе.

Меняем!

Но это не помогло. Провал как был, так и остался, чуть-чуть поменялась его форма.

Копаем дальше: нужно посмотреть, что излучает отдельно низкочастотник и отдельно пищалка. Есть два варианта, как это можно сделать. Более правильный - посмотреть фактический звук, который доходит до места водителя от одного динамика. С учетом всех особенностей салона, коих много: и отражения, и стоячие волны, и влияние направленности динамиков. Отключаем все остальные динамики, оставляем включенный только измеряемую пищалку или мидбас, и смотрим на АЧХ от одного динамика с места водителя. В нашем случае это провернуть было бы довольно проблематично, пришлось бы физически скидывать клеммы с мидбасов, а для этого нужно снимать дверные карты.

Воспользуемся более простой схемой: микрофон подносим к измеряемому динамику. Благо, оба динамика установлены на двери, ее можно открыть и существенно уменьшить влияние остальных звучащих динамиков. Смотрим, что издает мид с 10см:

Снизу - начинает заваливать АЧХ от 100Гц, явно не самый басовитый представитель. Сверху завал АЧХ начинается от 2-3кГц
Снизу - начинает заваливать АЧХ от 100Гц, явно не самый басовитый представитель. Сверху завал АЧХ начинается от 2-3кГц

И это прямо перед динамиком, а слушатель находится "чуть-чуть" не на оси. Если только слушатель не кузнечик:) У них же уши на коленках, или я что-то путаю?

С точки зрения ушей водителя, завал АЧХ на средних-высоких частотах от мида будет значительно больше, потому что динамик расположен низко и ось динамика направлена не на водителя, средние-высокие частоты будут теряться где-то в районе ног.

Смотрим пищалку:

Подъем на 100Гц почти до уровня излучения ВЧ динамика, хотя микрофон расположен в 10см перед ВЧ динамика на оси пищалки. Скорее всего, это резонанс пластика карты двери, но это надо бы уточнить.
Подъем на 100Гц почти до уровня излучения ВЧ динамика, хотя микрофон расположен в 10см перед ВЧ динамика на оси пищалки. Скорее всего, это резонанс пластика карты двери, но это надо бы уточнить.

А вот это уже интересно! Пищалки такого размера обычно способны нормально играть от 2-3кГЦ, но здесь этого диапазона нет совсем. Более того, даже какой-то ровной полочки не наблюдается! Чем выше частота, тем выше громкость пищалки. На 6кГц уровень почти -10дБ от высшей точки, и дальше крутой обрыв, ниже шести тысяч герц пищалка вовсе не играет.

-7

Думаете, это фильтр так работает? Здесь стоит конденсатор, то есть фильтр первого порядка. У меня есть некоторые сомнения, что это полностью его работа. Один фильтр первого порядка такую картину показать не сможет, здесь явно еще и сама пищалка виновата.

Чтобы это проверить, нужно найти параметры ВЧ динамика. Снимаем зависимость сопротивления динамика от его частоты:

Импеданс фокаловской пищалки без фильтра.
Импеданс фокаловской пищалки без фильтра.

И что-то мне подсказывает, что небольшой горбик на 5кГц - это его резонанс. Тогда вполне естественно, что этот динамик ниже играть не хочет! И дело не в фильтре, динамик даже пущенный напрямую, будет заваливать частоты ниже своего резонанса. 5кГц - это слишком высокий резонанс, я такое впервые встречаю на динамиках, с претензией на фирменность и нормальность.

Чтобы убедится, что этот горбик действительно основной резонанс динамика, нужно снять его АЧХ.

АЧХ динамика с фильтром и без. Разберётесь, где какой?) Бледные кривые - это импеданс динамика, пущенного напрямую, и он же, через штатный конденсатор. Как видите, кондер гасит громкость динамика даже на самых высоких частотах, на 20кГц сопротивление динамик+фильтр почти вдвое больше, чем сопротивление голого динамика.
АЧХ динамика с фильтром и без. Разберётесь, где какой?) Бледные кривые - это импеданс динамика, пущенного напрямую, и он же, через штатный конденсатор. Как видите, кондер гасит громкость динамика даже на самых высоких частотах, на 20кГц сопротивление динамик+фильтр почти вдвое больше, чем сопротивление голого динамика.

Если вам кажется, что на этом графике динамик выглядит гораздо более презентабельно - гляньте на шкалу дБ. Здесь просто другой масштаб.

Напомню, что фильтр здесь родной, который буквально приклеен к динамику с завода. А сам динамик действительно заваливает на 5кГц, действительно резонанс! Печально. Такой динамик хоть как-то можно использовать только в трёшке (системе с среднечастотным динамиком, который может взять на себя нижнюю часть диапазона обычной пищалки).

Фокал, вид сзади
Фокал, вид сзади

Попробуем все-таки добить эту проблему и дать владельцу машины возможность сравнить звук. Временно вставим пищалки от комплекта Урал АК.

Вот так выглядит их импеданс в сравнении с фокалами.

Красные графики - импеданс Урала. Синие - импеданс Фокала. На графике сопротивления и чистого динамика и динамика со штатным фильтром. Задание со зведочкой - найдите график сопротивления Фокала с фильтром:)
Красные графики - импеданс Урала. Синие - импеданс Фокала. На графике сопротивления и чистого динамика и динамика со штатным фильтром. Задание со зведочкой - найдите график сопротивления Фокала с фильтром:)

1,8кГц, вполне годный резонанс для пищалки! По домашней привычке хотелось бы пониже, но и 1,8 для автозвука - очень даже не плохо.

АЧХ Урала напрямую и через родной фильтр, он у них тоже первого порядка (просто кондёр)

АЧХ ураловских пищалок (красные графики) на фоне фокаловских графиков (синие)
АЧХ ураловских пищалок (красные графики) на фоне фокаловских графиков (синие)

В итоге, провал получилось значительно уменьшить, и теперь это не самая низкая точка графика. Небольшой провал все-таки остался, и если хочется вылизывать АЧХ дальше - нужно смотреть, как подключен мидбас (или делать фильтр для ВЧ более высокого порядка). Судя по графику АЧХ низкочастотника, перед ним тоже стоит фильтр. Можно попробовать его убрать, пустить динамик в полную полосу. Или изменить номинал катушки (если фильтр и есть, сомневаюсь, что там будет что-то кроме индуктивности).

Но и просто с замененной ВЧ стало гораздо лучше. График не покажу, не сохранился:(

Отправляем владельца слушать, сравнивать ощущения.

Первый отзыв владельца:)
Первый отзыв владельца:)

"Верха пришли" при том, что пиковый уровень ВЧ не прибавился, даже наоборот - самого верха выше 10кГц с Ураловскими твиттерами стало меньше. Зато существенно приподнялась область от 2кГц. Вернитесь к графику с суммарными АЧХ пищалок с фильтром: на тех же 2кГц Урал громче почти на 30дБ.

В итоге, изменениями в звуке лансеровод остался доволен, и на постоянку установил себе более крупные динамики - AS-W25TW. Это Вархедовские твиттеры:) Если что, это было сделано не по моему совету, я не много не в восторге от этих пищалок, и сам бы рекомендовал что-то другое. Хотя, большой размер и низкий резонанс позволят использовать этот динамик с более низкой частоты, в нашем случае это определенно плюс.

Подводя итог, хочу в очередной раз сделать акцент на том, что собрав систему без измерений - вы получаете случайный результат. Явные проблемы с тональным балансом могут описываться как особенности системы:) Подключая измерения - вы получаете конкретику.

На новогодних праздниках я буду проводить небольшой мастер-класс по проведению измерений и диагностике своей акустики. Подробное описание мероприятия в этой статье. Присоединяйтесь!

P.S. Наблюдаю очень высокий уровень уважения к бренду Фокал в комментариях. Можете накидываться на меня в комментариях, но эти компоненты мне совершенно не зашли:) Поменять Фокал на бюджетный Урал, и говорить, что стало лучше - многие стереотипы будут бунтовать от такой ситуации!)) Но кто скажет, что мои претензии не аргументированные?

Миды с резонансом под сотню, "ультразвуковая" пищалка - очень сомнительные решения. Почему они так сделали и какие цели преследовали - это понятно. Но, на мой взгляд, в бюджете этих компонентов наверняка можно найти что-то гораздо более интересное.