Найти тему
Сокровища барахолки

«Не пойму, что тут нарисовано»: почему картины советского художника оказались непонятными современному школьнику

Разбирая архивы, я нашел свою коллекцию репродукций советских художников, я собирал фотографии из журналов когда-то. В это время заглянул в гости племянник, и ему стало интересно. Особенно мальчишке приглянулись работы Сергея Григорьева – долго рассматривал, а потом спрашивает, а что это на картинах изображено, чем люди занимаются?

Племянник мой - парень любознательный, в 7 классе учится, а не знает, как раньше у нас было. Решил я молодых просветить и пояснить, в чем смысл сюжета.

«Обсуждение двойки», художник Сергей Алексеевич Григорьев, 1950 год.
«Обсуждение двойки», художник Сергей Алексеевич Григорьев, 1950 год.

За плохую учебу в советское время школьников строго осуждали. Двойка в дневнике – позорный факт для тех, кто носил комсомольский значок. Провинившихся вызывали на заседания комсомольской ячейки, публично воспитывали и призывали к ответственности.

На картине изображен именно такой эпизод – собрание, где комсорг школы выступает с осуждающей речью, а нерадивый ученик стыдливо смотрит в пол. Официальная обстановка, красная скатерть на столе, присутствие педагогов – все это действовало безотказно.

Самой страшной угрозой было обещание, что двоечника исключат их комсомола. После таких собраний, как правило, ученик брался за ум.

«Прием в комсомол», художник Сергей Алексеевич Григорьев, 1949 год.
«Прием в комсомол», художник Сергей Алексеевич Григорьев, 1949 год.

Стать комсомольцем было большой честью для молодежи советского периода. Вступить в ряды коммунистического союза молодежи могли только лучшие – активисты и отличники. Предварительно надо было выучить Устав комсомольской организации, историю комсомола и многое другое. И иметь положительную характеристику.

Прием в комсомол был настоящим экзаменом. На заседаниях обязательно присутствовали старшие товарищи – члены партии. На картине мы видим момент, когда девочка стоит перед комиссией и, видимо, отвечает на вопросы. Судя по лицам присутствующих, поведение и характеристика школьницы членов комиссии устраивают.

Хочу отметить – пройти это испытание и получить на руки комсомольский билет было огромной радостью – я достоин, я молодец! Вступление в комсомол отмечали и праздновали всей семьей.

«Пионерский галстук», художник Сергей Алексеевич Григорьев, 1958 год.
«Пионерский галстук», художник Сергей Алексеевич Григорьев, 1958 год.

Те, кому не исполнилось 14 лет, вступали в пионерскую организацию. В пионеры также принимали только лучших учеников! На торжественной линейке, с праздничными атрибутами – парадная форма и барабанная дробь. С какой гордостью мы отдавали пионерский салют и носили галстуки, которые ярким пламенем алели на груди!

Сюжет картины именно об этом – школьница, только что ставшая пионеркой, радостно демонстрирует малышам свой новый красивый пионерский галстук. Дети смотрят с завистью и, конечно, с нетерпением ждут дня, когда их тоже примут в пионеры.

«Вратарь», художник Сергей Алексеевич Григорьев, 1949 год.
«Вратарь», художник Сергей Алексеевич Григорьев, 1949 год.

В детстве мы обожали футбол! Играли на переменах, после уроков и в любую свободную минуту. Чаще всего, футбольной площадкой становилась любая ровная поверхность, без специальной разметки и ворот – вместо них в ход шло все, что было под рукой.

Даже мяч был далеко не всегда. Счастливых обладателей настоящих футбольных мячей среди нас было немного, и было большой удачей заполучить такого игрока в свою команду.

На картине «Вратарь» художник изобразил именно такой эпизод – игра идет на заброшенном пустыре, футбольные ворота обозначены разложенными портфелями. Но острота момента передана с огромной силой – мальчишка-вратарь напряженно ждет удара, а присутствующие зрители с азартом следят за ситуацией «на поле».

«Юные натуралисты», художник Сергей Алексеевич Григорьев, 1948 год.
«Юные натуралисты», художник Сергей Алексеевич Григорьев, 1948 год.

В советские годы нас учили бережно относиться к окружающему миру. При школах часто работали кружки «Юный натуралист», куда записывались любители природы и животного мира.

Часто занятия проводились не в классах, а на природе, где ученики могли наблюдать за природными явлениями, за естественной жизнью растений и животных. Такие уроки помогали лучше узнать природу родного края.

На картине - члены такого кружка вышли в поле и наблюдают за окружающим пейзажем, рекой. Один из юных натуралистов даже собрался на рыбалку, а девочка держит в руке собранные растения – возможно, для будущего гербария.

А какие Вы знаете картины с эпизодами из советского прошлого?