Разбирая архивы, я нашел свою коллекцию репродукций советских художников, я собирал фотографии из журналов когда-то. В это время заглянул в гости племянник, и ему стало интересно. Особенно мальчишке приглянулись работы Сергея Григорьева – долго рассматривал, а потом спрашивает, а что это на картинах изображено, чем люди занимаются?
Племянник мой - парень любознательный, в 7 классе учится, а не знает, как раньше у нас было. Решил я молодых просветить и пояснить, в чем смысл сюжета.
За плохую учебу в советское время школьников строго осуждали. Двойка в дневнике – позорный факт для тех, кто носил комсомольский значок. Провинившихся вызывали на заседания комсомольской ячейки, публично воспитывали и призывали к ответственности.
На картине изображен именно такой эпизод – собрание, где комсорг школы выступает с осуждающей речью, а нерадивый ученик стыдливо смотрит в пол. Официальная обстановка, красная скатерть на столе, присутствие педагогов – все это действовало безотказно.
Самой страшной угрозой было обещание, что двоечника исключат их комсомола. После таких собраний, как правило, ученик брался за ум.
Стать комсомольцем было большой честью для молодежи советского периода. Вступить в ряды коммунистического союза молодежи могли только лучшие – активисты и отличники. Предварительно надо было выучить Устав комсомольской организации, историю комсомола и многое другое. И иметь положительную характеристику.
Прием в комсомол был настоящим экзаменом. На заседаниях обязательно присутствовали старшие товарищи – члены партии. На картине мы видим момент, когда девочка стоит перед комиссией и, видимо, отвечает на вопросы. Судя по лицам присутствующих, поведение и характеристика школьницы членов комиссии устраивают.
Хочу отметить – пройти это испытание и получить на руки комсомольский билет было огромной радостью – я достоин, я молодец! Вступление в комсомол отмечали и праздновали всей семьей.
Те, кому не исполнилось 14 лет, вступали в пионерскую организацию. В пионеры также принимали только лучших учеников! На торжественной линейке, с праздничными атрибутами – парадная форма и барабанная дробь. С какой гордостью мы отдавали пионерский салют и носили галстуки, которые ярким пламенем алели на груди!
Сюжет картины именно об этом – школьница, только что ставшая пионеркой, радостно демонстрирует малышам свой новый красивый пионерский галстук. Дети смотрят с завистью и, конечно, с нетерпением ждут дня, когда их тоже примут в пионеры.
В детстве мы обожали футбол! Играли на переменах, после уроков и в любую свободную минуту. Чаще всего, футбольной площадкой становилась любая ровная поверхность, без специальной разметки и ворот – вместо них в ход шло все, что было под рукой.
Даже мяч был далеко не всегда. Счастливых обладателей настоящих футбольных мячей среди нас было немного, и было большой удачей заполучить такого игрока в свою команду.
На картине «Вратарь» художник изобразил именно такой эпизод – игра идет на заброшенном пустыре, футбольные ворота обозначены разложенными портфелями. Но острота момента передана с огромной силой – мальчишка-вратарь напряженно ждет удара, а присутствующие зрители с азартом следят за ситуацией «на поле».
В советские годы нас учили бережно относиться к окружающему миру. При школах часто работали кружки «Юный натуралист», куда записывались любители природы и животного мира.
Часто занятия проводились не в классах, а на природе, где ученики могли наблюдать за природными явлениями, за естественной жизнью растений и животных. Такие уроки помогали лучше узнать природу родного края.
На картине - члены такого кружка вышли в поле и наблюдают за окружающим пейзажем, рекой. Один из юных натуралистов даже собрался на рыбалку, а девочка держит в руке собранные растения – возможно, для будущего гербария.
А какие Вы знаете картины с эпизодами из советского прошлого?