Все больше и больше родителей задаются вопросами раннего развития детей. На то есть две явные причины. Во-первых, раннее развитие детей стало социальной нормой. А во-вторых, маленькие дети сами склонны к обучению. Малыши, дошкольники очень любопытны. Им интересно узнавать что-то новое. А особенности работы головного мозга маленького ребенка и вовсе удивляют.
Казалось бы, пусть у ребенка будет «беззаботное детство», а в школу пойдет, там и учиться начнет. Но как только ребенок идет в школу, его любопытность становится менее выраженной, иссякает желание узнавать что-то новое. Снижается мотивация к обучению. И причина тому безжалостная система образования, которая соблюдение стандартов ставит выше интересов и возможностей ребенка.
Вот поэтому раннее развитие набирает всю большую популярность и не только среди родителей, но и педагогов. Предлагаю вашему вниманию три наиболее популярных и проверенных методик раннего развития.
Методика Глена Домана
Основное положение методики: мозг максимально развивает свои возможности только тогда, когда работает. Поэтому его необходимо постоянно нагружать информацией. Доман известный нейрохирург, который разработал систему реабилитации детей с умственными нарушениями. Доказав, эффективность этой системы, он предложил методику развития уже для здоровых детей.
Г. Доман разработал карточки, которые предлагается показывать ребенку уже в возрасте 3-4 месяцев, что уже к 3-4 годам приведет к образованию богатого словарного запаса и восприятия окружающего мира.
Методика Сесиль Лупан
Известная бельгийская актриса и автор книги «Поверь в свое дитя» испробовав методику Домана на собственных детях, «переделала» ее, и тем самым набрала популярность среди педагогов.
Она предложила показывать только те карточки, которые интересны детям, и только тогда, когда они необходимы самим малышам. Более того, она предложила расширить представление детей о заинтересовавшем их предмете. Так, если ребенок заинтересовался ковром, ему интересно его трогать, то стоит предложить ребенку другие ткани: пушистые, гладкие, с длинным и коротким ворсом и т.д. Если ребенок проявляет интерес к погремушке, то предложите ему другие звуки: поиграйте на музыкальных инструментах, погремите ключами, постучите по столу и т.д.
Методика Марии Монтессори
Пожалуй, это имя слышали многие. Методика Монтессори является наиболее популярной. Сейчас повсюду открыты школы Монтессори.
Педагог итальянского происхождения Мария Монтессори смогла по-настоящему удивить. Благодаря ее методике даже дети с ограниченными умственными возможностями достигали высоких результатов.
Ключевая особенность методики – свобода ребенка: ребенок сам выбирает, что ему делать, как и сколько на это потратить времени. Ребенка запрещено принуждать к какой-нибудь деятельности. Для малыша следует создать специальные условия, в которых он проявит инициативу. Например, разложить перед ним несколько баночек с крупами. Малыш может перебирать крупы, перекладывать их из банки в банку. Это хорошо развивает внимание и мелкую моторику, а самое главное – используемый материал является натуральным, и ребенок с ним встречается в повседневной жизни.
Существует еще множество других методик. Есть узкопрофильные методики, например, методика Зайцева, призванная научить ребенка читать, используя специальные кубики. Существуют методики эффективного счета, изучения окружающего мира, искусства и т.п.
Какую бы вы методику не выбрали, главное помнить некоторые базовые принципы, без которых любое обучение ребенка будет неэффективным и даже травмирующим:
- Окружите ребенка любовью и заботой: не критикуйте его, помогайте, хвалите за любые достижения.
- Детям сложно долго удерживать внимание, поэтому не перетруждайте ребенка, делайте чаще перерывы, прислушивайтесь к потребностям ребенка.
- Обучайтесь, играя: подавайте информацию в игровой форме, окружите ребенка условиями, в которых ему будет комфортно и интересно.
- Каждый ребенок индивидуален: испробуйте все интересующие вас методики и выработайте собственную программу развития малыша.
- Развитие должно быть своевременным: не спешите обгонять возраст ребенка, применяя те или иные методики раннего развития.
В следующих статьях я более подробно расскажу об этих и других методиках раннего развития детей: о том, кому рекомендованы они, а кому нет; о вариациях их применения и предполагаемых результатах.
Автор: Митрофанова Мария Игоревна, детский нейропсихолог, логопед-реабилитолог.
При подготовке статьи были использованы следующие материалы:
1. Сиденко А. С., Яшин Г. А. Обзор методик раннего развития // Эксперимент и инновации в школе, 2013/№6. – с. 31-38.
2. Раппопорт А. Энциклопедия методов раннего развития: Прайм-ЕВРОЗНАК; Санкт-Петербург, 2009. – 202 с.
3. Лупан С. Поверь в свое дитя. Всестороннее развитие ребенка с первых дней жизни. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 336 с.