Думаете, методы психологических манипуляций придуманы совсем недавно, лощеными "коучами" в дорогих костюмах? Все придумано задолго до их рождения! И даже старательно описано. И доступно всем читающим людям.
Возьмем, например, пьесу Григория Горина "Забыть Герострата". Она не была экранизирована, поэтому не столь известна, как "Тот самый Мюнхгаузен" или "Убить дракона". Вроде бы даже в театрах ее мало ставили.
Пьеса довольно короткая, очень легко читается. Почти как нынешние карманные детективы из сплошных разговоров. Нет там длинных нудных монологов, нет запутанных сцен со многими участниками, из-за которых пьесы иной раз читать трудновато. Эту читать легко, вот только довольно быстро возникает чувство какой-то... привычной обреченности, что ли. Узнаваемости ситуации и бессилия.
Потому что все расклады – они явно не из древних времен, а из самых что ни на есть текущих. Вся пьеса - не занимательно-назидательный рассказ о давних временах, а попытка моделирования той, давней ситуации с точки зрения современного человека.
Рассказ о том, как срывается большой куш, как монетизируется попрание всех законов. Все как всегда упирается в масштаб изначальной наглости, а дальше - дело техники.
Удивительно, что Горин писал это в 1972 году, задолго до 90-х. Но общая схема угадана точно, была воплощена один в один, и сейчас она нисколько не устарела.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Что мы понимаем о значении славы в Древнем мире? Да мало что, на самом деле. Поэтому деяние Герострата, сжегшего величайшую святыню ради прославления своего имени, кажется нам поступком безумца.
Ну хорошо, а если он – не безумец? В чем тогда смысл такого самоубийственного преступления? Вот тут и начинается рассказ о манипуляциях.
Все работает безукоризненно в том случае, если один дерзает нарушать все писаные и неписаные законы, а остальные - их соблюдают. Закон, обычай, представления о норме свяжут всем руки, лишат возможности противодействовать. Злодей же будет свободен в своих действиях даже сидя в тюрьме - и победит.
Единственное тонкое место в таком замысле - если и остальные тоже наплюют на закон.
Толпа двинулась на меня. Двинулась молча. Я и сейчас вижу их лица, их глаза, в которых светились отраженные языки пламени. Вот тогда пришел самый страшный страх.
Самый страшный момент - первое предъявление злодейства миру. Герострат совершил такое злодеяние, что поставил себя вне закона. Потрясенная толпа могла убить его на месте. Но... не убили. Потому что Клеон, главный блюститель закона в городе, велел отбить преступника и заключить его в тюрьму. Чтобы назавтра судить и казнить по закону.
Положение пленника безнадежно? Нет, это первая победа! Стены и тюремщики теперь оберегают его жизнь. Закон уберег его от немедленного возмездия. Закон? Или желание Клеона быть безупречным законником? "Народ избрал меня своим архонтом! Пока я верховный судья, в городе будут соблюдаться закон и порядок!"
Это огромная победа, самая важная, ключевая. Дальше проще. Теперь иметь дело придется не с толпой, в глазах которой отражается пламя пожара, а с отдельными людьми. Их пороками, проблемами, страхами, желаниями. Главное – нигде не ошибиться на первых шагах, надавить на нужные рычаги. Впрочем, план продуман заранее, кое-то уже приготовлено и сейчас будет пущено в ход.
Тюремщик беден? – Его можно подкупить серебряной монетой. Богач Крисипп жаден? – Ему нужно подкинуть идею большого куша. Продавать мемуары Герострата, выгодное дело!
Раньше ты бы меня не стал слушать, Крисипп. Раньше я был всего лишь твой бедный зять, а теперь у меня за спиной – сожженный храм.
Да, вот так и монетизируется злодейство! А что, сейчас разве не любят сенсаций? Интервью с убийцами, казнокрадами, военными преступниками – хорошо оплачиваемый товар! А размышления человека, у которого нет за спиной сожженного храма – кому они интересны?
Толпа несколько часов назад готова была тебя разорвать? Но если твоя щедрая рука оплатит страждущим выпивку, то крики проклятия вскоре сменятся довольным похрюкиванием. Простые желания так просто удовлетворять!
Есть желания и посложнее. Власть, влияние. Кто главный в городе: ставленник местной элиты или столичный наместник? А ведь есть еще третья сторона – жречество, оно тоже хочет вставить свое слово. Из тюрьмы поначалу сложно влиять на эти разборки, но их можно дальновидно предусмотреть.
А время идет и работает на Герострата! Остывают камни пожарища, заливается вином народный гнев. Серебро, вырученное за мемуары великого злодея, звенит в голосах "провидцев": поднявший руку на храм не понес кары! Значит, он сам сын Богов! Он силен, могущественен! Он имеет право! Он выше вас!
А тут еще неожиданно вмешиваются тайные страсти! Женское любопытство и тщеславие. Мужской страх позора. Стыд за совершенные ошибки. Но чего же добивается Герострат? Свободы? Денег?
Оказалось - власти!
Поставь меня над ними надсмотрщиком! Сейчас у меня найдется добрая тысяча верных слуг, которые за умеренную плату пойдут за мной в огонь и в воду. Мы разгоним Народное собрание, распустим суды гелиастов. Порядок в Эфесе установишь ты, а следить за ним буду я! Герострата станут почитать и бояться – ведь сами боги ему простили дерзость. Жрецы будут молчать! Они и так опозорились. А сплетникам я сам вырву языки на городской площади!
Великий замысел? Великий?!!!
Городишко Эфес на периферии империи, греческая колония под властью персов. Несколько тысяч жителей. Ни залежей золота и серебра, ни богатых земель, ни важнейших портов, ни ключевых дорог - ничего ценного. Единственным его богатством, сокровищем был прекрасный храм, который строили 120 лет. И ради возможности покуражиться над горсткой людей нужно было уничтожать этот храм?!
Грандиозность злодеяния никак не соответствует цели. Но когда было иначе? Сейчас? Развязать небольшую локальную войну ради скрытия махинаций - легко! Развалить налаженную жизнь миллионов людей ради ноликов на счете - легко! Лишить целое поколение будущего? Отобрать обеспечение старости? Предать? Убить? Оболгать? Тот, кто соблюдает нормы закона и морали никогда не добьется успешного успеха! Жаль, храмов уже на всех не хватает...
В пьесе Герострата сумели остановить. Но кто остановит его последователей? Тех, кого не успела сразу разорвать толпа и конкуренты?
Еще на канале по теме:
Инфоцыгане, «эксперты» и поход на Великий Север за золотишком
"На всякого мудреца довольно простоты" - между Молчалиным и Карнеги
Отличный способ продавать старикам смартфоны или старая добрая колониальная политика от С.Моэма
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба