Найти в Дзене
Библио-лаборатория

"Создания света, создания тьмы" - самый поэтичный и экспериментальный роман Роджера Желязны

Роджер Желязны — один из лидеров «новой волны» в фантастике, настоящей революции, когда молодые энергичные писатели этого направления решительно дали понять, что фантастика — это не только звездолеты, бластеры, роботы и хроноскафы, но прежде всего, как и в любой другой литературе — люди. Как и положено любой революции, корни ее были заложены уже давно, такими титанами как Саймак и Брэдбери, например. Не обошлось, само собой, и без экспериментов и радикализма: «Доклад о вероятности А» Олдисса или вычурный гротеск рассказов Балларда оставляют читателя озадаченно чесать в затылке.

Но подлинные шедевры «новой волны» навсегда вписали себя в историю. Роман Роджера Желязны «Создания света, создания тьмы» - именно из них.

Написан он был практически «по горячим следам» после великолепного, непревзойденного «Князя света», которого многие (и я в том числе) считают вершиной творчества Желязны. Однако при кажущихся параллелях (тема героя-богоборца; мифология древних цивилизаций — индийской и египетской — в качестве основы) «Создания света, создания Тьмы» принципиально отличаются от своего предшественника.

Во-первых, «Князь света» можно парадоксальным образом назвать реалистическим романом. То есть, конечно же, это самая что ни на есть фантастика, но все «боги» и «демоны» в нем на самом деле — никакие не боги, а просто люди, овладевшие чрезвычайно продвинутыми технологиями или существа, развившиеся в результате иной эволюции на другой планете. Помните Кларка: «любая достаточно развитая технология неотличима от магии»? Желязны буквально воплотил эту идею в «Князе света», заодно создав очень наглядную картину того, что может произойти, если технологией воспользоваться, скажем так, в целях стяжательства. Да и богоборческий пафос в романе на самом деле имеет не антирелигиозную, а чисто политическую окраску.

-2

«Создания света...» выстроены совершенно иначе. В отличие от пусть и сложного, но все же линейно логичного «Князя света» роман о борьбе могущественных существ, управляющих Вселенной погружает читателя в глубины сюрреалистической поэтики. Собственно, изначально Желязны даже и не думал о его публикации — произведение было написано им в качестве эксперимента, который и по сей день способен переварить далеко не каждый читатель. Повествование в настоящем времени, глава, представляющая собой стихотворение и глава-пьеса. Да и сюжет, строго говоря, никак нельзя назвать линейным.

С обращением к египетской мифологии Желязны тоже обошелся весьма вольно. Понятно, что норны не имеют к ней ни малейшего отношения, да и Тифон перекочевал в роман из мифов эллинов, попутно превратившись из огнедышащего дракона/змея в тень гигантской лошади — живое воплощение «черной дыры». Что же касается Стального Генерала, мастера уникального боевого искусства, «временно фуги»…

-3

Ооо, этот великолепный Стальной Генерал! Родной брат муркоковского Вечного Воителя, его отражения потом будут кочевать по произведениям самых разных авторов, пока наконец не найдут свою лучшую реинкарнацию: Шрайка/Полковника Кассада из саги Симмонса о Гиперионе. Конечно, архетип вечного бунтаря и воина по сути своей является ровесником литературы вообще (а, возможно, и ее отцом), но мало у кого получалось создать столь яркий и поэтичный образ, как у Роджера Желязны.

«Создания света, создания тьмы» - уникальная книга, второй даже близко похожей нет. Это и плюс и минус. Минус (маленький), поскольку невозможно ответить на вопрос: «А книжка хорошая? На что похожа?». Плюс (огромный), потому что читать ее — одно удовольствие.

P.S. И дружно скажем спасибо Сэмюэлю Дилэни, уговорившего Желязны опубликовать роман, и даже отославшего рукопись в издательство.

#фантастика #научная фантастика #фэнтези #литература #культура #писатели