Найти тему
Marga: просто история

Оперная певица, которая дралась на дуэлях и похитила послушницу

"Что же вырастет из этой девчонки!", - причитали поварихи. "Для нее шпага милее куклы! А на днях она заявила, что в платье неудобно драться с деревенскими мальчишками!", - поддакивали служанки. "Ох, ждать беды!", - хором заключали они. Прислуга, конечно, была права. За свой недолгий век Жюли успела натворить столько дел, что историки до сих пор не могут разобраться, что из этого правда, а что - вымысел. Ускользнула от мужа с беглым преступником, фехтовала на публику, выкрала девицу из монастыря, попала в опалу за то, что победила на дуэли троих мужчин - это лишь краткий список всех приписываемых ей прегрешений.

Жюли д’Обиньи, прославившаяся своим скандальным поведением на всю Францию, родилась около 1670 года в Париже. Ее отец, Гастон д’Обиньи, служил при дворе графа д'Арманьяка то ли личным секретарем, то камердинером, то ли шталмейстером...Как бы то ни было, в его обязанности, среди прочего, входило обучение юных пажей фехтованию. Вместе с юношами королевского двора тренировалась и Жюли, достигшая в искусстве сражения на шпагах небывалых высот.

Возможно, месье д'Обиньи считал тренировки полезными для безопасности дочери: Жюли была на диво хороша собой и отбоя от поклонников не имела. Впрочем, нельзя сказать, что эта мера предосторожности помогла: Жюли исполнилось лишь 15 лет, когда на нее обратил внимание сам д'Арманьяк. Симпатичная и бойкая девчушка так понравилась 44-летнему графу, что он сделал ее своей фавориткой.

Луи де Лоррен Арманьяк, Художник: Charles-Alexandre Debacq.
Луи де Лоррен Арманьяк, Художник: Charles-Alexandre Debacq.

Подобная история требовала должной "ширмы": и вскоре для мадемуазель д’Обиньи была найдена партия, способная прикрыть то, что случилось - сьер де Мопен. Браки такого рода не гарантировали взаимного супружеского счастья. Так было и у Жюли: сразу после свадьбы месье де Мопен отправился в одну из французских колоний, оставив юную жену наслаждаться жизнью в столице.

Расставшись с супругом, Жюли нашла новое увлечение. Им стал известный (в узких кругах) фехтовальщик по имени Серан, с которым время текло весело и интересно. Юноша был человеком вспыльчивым и задиристым, что приводило к частым дуэлях. Одна из них закончилась смертью противника, и Серану пришлось срочно бежать из Парижа. Жюли, не задумываясь, поехала с ним.

Обосновалась пара в Марселе. Чтобы заработать себе на жизнь, они устраивали в тавернах фехтовальные поединки: и друг с другом, и с любым смельчаком за дополнительную плату. Жюли обычно выступала в мужской одежде, и мало кто мог поверить, что женщина так ловко управляется с клинком. В качестве доказательства фехтовальщица иногда разрывала на себе рубашку, что публика воспринимала с особой благодарностью.

Изображение использовано в иллюстративных целях. "После конной прогулки", Художник: Андрей Шишкин
Изображение использовано в иллюстративных целях. "После конной прогулки", Художник: Андрей Шишкин

Свои фехтовальные номера Жюли перемежала с певческими: как выяснилось, у нее был замечательный голос - красивое контральто. Ее вокальные данные вскоре заметили, и она смогла устроиться в марсельскую Академию музыки, не имея при этом ни опыта, ни музыкального образования.

В конце концов, музыка полностью захватила сердце Жюли, и фехтование, а вместе с ним и Серан, отошли на второй план. Более того, Жюли вдруг увлеклась дочерью марсельского торговца. Толкнула ли ее на это жажда приключений, а может и используемый ей мужской образ, только окончилась эта история скандалом. Торговец отправил дочь в Авиньонский монастырь, и Жюли последовала за ней.

Она обманом пробралась в обитель, а там, дождавшись благоприятного момента, устроила пожар. В возникшей неразберихе дамам удалось бежать. Однако долго эти отношения не продлились: Жюли наскучило общество восторженной девицы, и той ничего не оставалось, как вернуться под опеку родителей, а оттуда - снова в монастырь.

Мадмуазель  Мопен (справа) с дамой. Художник: Théophile Gautier
Мадмуазель Мопен (справа) с дамой. Художник: Théophile Gautier

За похищение послушницы и поджог Жюли была заочно приговорена к смертной казни. Причем обвинение было предъявлено "господину Мопену". Очевидно, суд просто не мог поверить в то, что на подобные поступки способна девушка, которой не исполнилось ещё и двадцати. Лишь через несколько лет старому другу Жюли, графу д'Арманьяку, удалось добиться для нее помилования.

Тем временем Мопен вернулась в столицу, где с успехом продолжила свою певческую карьеру в Парижской опере. Зрители ее обожали: и не только за прекрасный голос, но и за несравненный актерский талант и яркую внешность.

Мадмуазель Мопен в опере, Гравюра неизвестного автора. 1700г.
Мадмуазель Мопен в опере, Гравюра неизвестного автора. 1700г.

Нельзя сказать, что признание и хорошее жалование усмирили непокорный нрав Жюли. И в опере за ней тянулся длинный шлейф скандалов: многочисленные любовные похождения, драки...Несколько лет такое поведение сходило ей с рук, пока однажды Мопен не появилась на королевском балу в мужском костюме. Более того, она посмела активно флиртовать с молодой знатной особой, чем изрядно ту смутила. На защиту девушки встали трое господ, которые вызвали Жюли (сочтя ее мужчиной) на поединок. Дуэль закончилась для Мопен безоговорочной победой и новым бегством - теперь уже в Брюссель.

Дуэль Жюли д'Обиньи, художник: Луис Аранда
Дуэль Жюли д'Обиньи, художник: Луис Аранда

В новом городе Жюли сумела ненадолго пленить курфюрста Баварии Максимилиана Эммануэля: через несколько месяцев тот отдал сердце другой, чем привел Мопен в бешенство. Не помогли и щедрые отступные: Жюли не приняла "компенсацию за неудобства", гордо удалившись в Испанию. О своем порывистом решении ей вскоре пришлось пожалеть: она быстро потратила свои скромные сбережения. В попытке заработать на хлеб, Жюли устроилась служанкой, но долго не продержалась: поговаривали, что с работой она рассталась, в сердцах прикрепив к причёске госпожи пучок редиски.

То ли граф д'Арманьяк не забывал своенравную особу, то ли имелись у нее и другие высокие покровители, но вскоре стало известно, что Жюли была прощена за участие в дуэли. Обрадованная, она тотчас поспешила в Париж, где ее приняли обратно в оперу. Между тем, ее поведение так и осталось весьма вызывающим.

Жюли д'Обиньи, неизвестный художник (раскрашенная гравюра)
Жюли д'Обиньи, неизвестный художник (раскрашенная гравюра)

Доподлинно неизвестно, как Жюли провела последние годы своей недолгой, но яркой жизни: то ли вернулась к мужу, с которым была едва знакома, то ли осталась с одной из пассий в Париже. Ходили слухи, будто мадмуазель Мопен пыталась уйти в монастырь...

Не стало Жюли в возрасте 37 лет в 1707 году. По одной из версий, причиной ее ухода стали неудачные роды.

Спасибо за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока я пишу еще, можно прочитать другие мои статьи, например: