Нет, не волнуют. На этом, собственно, публикацию можно заканчивать. Однако будет не совсем понятно, а с чего это вдруг возник такой вопрос?
Помню, мне было лет двадцать. Сидела на кухне у родни, разговаривали мы тогда о судьбе моего троюродного брата (наградил меня Боженька многочисленной роднёй), и что не учится он, и что со школы сбегает, (да именно "со школы" - у нас так говорят), что бабушка бегает его по посёлку ловит, пока мать в поте лица работает. Я предлагала разные варианты, какие могла придумать, что может имеет смысл ему время посвятить, может имеет смысл, чтобы кто-то из мужчин семейства пошёл в школу, поговорил с учителями, раз для мамы это психологически травмотично, может разузнать на счёт экстерна или чего-то там ещё. Хотя времена тогда были всё ещё смутные, начало двухтысячных, - какой экстерн? - каких-то законных разработанных рычагов воздействия ни у кого ни на что не было. Помню, как сидел передо мной его отчим, достаточно снобистски на меня смотрел: "Почему ты хочешь, чтоб я впрягался? Тебе просто обидно было то, что школа тебе серебряную медаль дала, а не золотую, вот ты так и говоришь!" Серьёзно? Подумала тогда я, но и в слух нашла, что ответить:
- Дядь, понимаешь, вы сейчас можете что угодно говорить. Что мне обидно, что я зла, что я ненавижу школу и вас подталкиваю к конфликтам, но я-то выучилась. Я-то школу закончила. И хорошо закончила. И медаль, какая бы она ни была, помогла мне в колледж поступить без экзаменов. А сейчас решается судьба вашего ребёнка, ему грозит отчисление из школы и непонятные перспективы в дальнейшем. Речь о его будущем, а не о моём. И будущее его зависит от вас, а не от меня. Вам с этим дальше как-то жить. Вам с ним дальше как-то жить.
В итоге моего брата со справкой отчислили из школы. Много лет он просидел дома, нигде не учился, сидел дома, слушая скандалы, помогал маме воспитывать младших, но в чём ему всё же повезло - он нашёл девушку (или она его), которая действительно им прониклась, они поженились, родили детей, ему пришлось узнать что такое ответственность, воспитание и заработок денег. Сейчас он работает, зарабатывает не много, но достаточно, чтоб иногда выезжать с девчонками на море. Мне кажется, из него получился хороший семьянин. Но ему сложно. Им сложно. Конечно ему не хватало определённого рода информации, определённых социальных навыков, но жизнь такова - "не хочешь - научим". Но это он. Ему реально повезло.
Повезёт ли так кому ещё - нет гарантий. Тогда было страшно. Были девяностые, двухтысячные, разные примеры были перед глазами, и весьма не радужные тоже. Сейчас отрицательных примеров для детей особо нет. Вернее, они не настолько явно маячат перед глазами. Вот сравнить-то им сейчас не с чем. Последствий они не знают. Угроз не видят. Любопытные и бесстрашные. К чему я это пишу ?
Это рассуждения вот об этой истории.
Почему все решили, что мне надо кого-то спасать? Почему вы уверены, что меня волнуют судьбы ваших детей? Товарищи, не льстите себе. Я просто вижу странности и несостыковки. И для меня странно, когда ребёнок месяцами не ходит в школу, а его родители рассуждают на кухне о моих медалях. И для меня странно, когда ученик на уроке так вцепляется в это что-то, что не может выкинуть. Для меня странно необузданное возбуждение и блестящие глазки. Для меня просто это странно и об этих странностях я говорю. Это всё может быть чем угодно, но есть одно "но" - я с ними проведу 45 минут раз в неделю, а кто-то - всю жизнь. И может быть от кого-то сейчас их дальнейшая жизнь будет зависеть самым прямым образом.
Теперь о возражениях для предыдущей истории. Во-первых, ни я, ни кто бы то ни было из участников той истории - не медики. Мы не имеем права решать, что "полезно", а что "безвредно" для детского организма. Этим должны заниматься медики. Я во многих своих публикациях продвигаю эту идею. Медикам - медиково. Это их прямая обязанность. Только нет такой сферы "медицина образовательных учреждений". А пора бы.
Во-вторых, я изучала всё же по роду деятельности примерную, схематичную и образную работу отделов головного мозга и нейромадиаторов. И как работает дофамин - читала. О переизбытке и недостатке. В открытых научных источниках. И у различных дипломированных специалистов видеоролики смотрела. Да и до сих пор, принимаю участие у знакомых в различных психологических клубах. И все мои знания сигналят мне об опасности. Опасно то, что происходит. Может пронесёт, а может нет.
В третьих, "Ну я-то могу себя контролировать, ничего такого в этом нет." В том-то и дело, что взрослый человек (в среднестатистическом понимании) себя может контролировать. Он потому и взрослый. У него процессы в организме определённые произошли, мозг созрел, кора головного мозга "окрепла" и взрослый может себя контролировать. Вернее может думать, что он может себя контролировать. У детей такого нет. На то они и дети. Мозг только развивается. И если у взрослого есть иллюзорный опыт меры, то у ребёнка этого опыта нет. Механизмы торможения не такие, как у взрослого, аналитические способности, - не такие, уровень толерантности - тоже. И то, что выдержит взрослый организм, того же, такой же "меры", не выдержит ребёнок. Или не каждый ребёнок выдержит. А с чего нам устраивать такую ментальную рулетку?
В четвёртых, замалчивание проблемы - не есть её решение. Не всегда это есть решение. Для этого взрослые адекватные люди должны вместе по средствам диалога как-то делать определённые выводы и находить пути решения проблем. Ну и в диалоге должны участвовать специалисты требуемых областей. Но такого диалога тоже нет.
В пятых, я тут вообще косвенное лицо, проходящее. "Я прокукарекал, а там хоть век не светай". И говорить мне о какой-то там заинтересованности по меньшей мере странно. Мои мотивы никак не связаны с тем, что случилось на педсовете с Ником из предыдущей публикации. Я вообще о педсовете узнала так же случайно, вошла в учительскую повесить куртку. Я и школу давно закончила (и не только), и родни у меня среди этого класса нет. В школе могу хорошо работать я только потому, что благодаря жизненному опыту старшей сестры семейства умею организовывать детей. Есть необходимые навыки. Но вопрос вообще не обо мне и не о моём будущем. Меня моё будущее более чем устраивает. Вопрос будущего этих детей.
В шестых, многое зависит от значимого лица. Я специально задала классному руководителю вопрос: "Как ты думаешь - это баловство, и это пройдёт или это что-то серьёзное?". Это баловство и это скоро пройдёт, был мне ответ. На что я возразила, что не могу из своего жизненного опыта делать такие выводы. Раз на раз не приходится. Пока кто-то балуется, кто-то другой может серьёзно вляпаться. Не могу я относиться к этому внутри себя, как к баловству. Для меня то, что происходит - опасно. И я общаюсь с детьми в контексте того, что это может быть опасно. И вербально, и невербально я эту мысль транслирую. Имеющий уши, да услышит. Хуже, мне кажется, когда к этому относятся "как к баловству"- притупляется бдительность.
Поэтому я и посоветовала ей действительно глубоко изучить этот вопрос. То, что будет знать значимое лицо, то будут знать и остальные. А дальше... я напишу эту рекомендацию-пост в этом своём блоге, поставлю отсроченную публикацию на неделю. И забуду об этом. Буду жить своей насыщенной жизнью. Каждый останется при своём.
Главное, чтоб потом не сказали, что это опять учителя виноваты, не доглядели. Но скажут. И на это тоже есть возражение. Когда ситуация происходит один раз, да это случайность, когда второй раз - совпадение, а когда третий - это уже закономерность, система. Система образования.