Найти тему

Скучная болтовня о кроющих свойствах акварельных красок.

54х38,5 см. "Зимний вечер". Акварель Kissho.
54х38,5 см. "Зимний вечер". Акварель Kissho.

Написав этот пейзаж непривычной акварелью (непривычной = далеко убранной + давно позабытой), я в очередной раз пришла к выводу, что мы, акварелисты, являемся заложниками качества и свойств используемых материалов.

Ну, с бумагой понятно, спору нет.

Но и акварельные краски ведут себя совершенно по-разному.

Мой старый набор Kissho, трепетно любимый в недавнем прошлом, на этот раз поразил своими кроющими свойствами.

Говорят, все японские акварельные краски отличаются непрозрачностью.

А я последнее время привыкла работать прозрачными, бОльшая часть моей палитры состоит из них.

Самыми проблематичными оказались обобщающие заливки в конце работы, когда хочется добавить тон, не уничтожая написанное ранее, но глухие непрозрачные краски закрашивают всё подряд, а сама заливка получается тяжёлая, глухая, гуашевая.

И тут я всерьёз задумалась о кроющих свойствах акварели, решив изучить их влияние на качество работы.

Обычно краски промаркированы производителем и поделены на три группы: прозрачные, полукроющие и кроющие .

Полукроющие универсальны, но ими нельзя достичь максимального эффекта.

Прозрачные легки и приятны, но не экономичны, к тому же не годятся для исправлений.

А вот кроющие - отдельная тема для исследований.

Их основное достоинство - возможность «перекрасить» неудачно написанный участок, высветлить его, если краска светлая, ослабить тон (что бывает весьма актуально на хлопковой бумаге, не желающей отмываться от следов мрачного вдохновения).

Можно нарисовать светлую графику на тёмном фоне, не прибегая к белой гуаши, используя светлую кроющую краску.

Со светлыми красками вроде понятно, их непрозрачность вряд ли повредит работе.

Но тёмные краски, похоже, безопаснее иметь прозрачные,ведь одна кроющая тёмная способна умертвить работу .

Сам собой напрашивается вывод:

Удобно, когда кроющими свойствами обладают светлые краски (например, жёлтые) и проблематично, если попадаются непрозрачные тёмные краски (например, синие, коричневые или фиолетовые).

Кстати, вопреки интуитивной логике.

И всё было бы просто, можно было бы сей вывод принять за правило, если б не огромное количество исключений.

Обычно все проблемы с непрозрачностью начинаются во втором слое и позже.

Стало понятно, откуда берётся гуашевый подход в акварели: когда в верхних живописных слоях используются кроющие краски, особенно тёмные. С таким утверждением поспорит часть художников, некоторые говорят, что кроющие краски ни в коем случае нельзя использовать в первом слое, дабы не получить грязь. Я бы тут добавила : смотря какие! Пожалуй, на этот счёт нет единого мнения.

Так какой же должен быть основной состав красок на палитре?

Вот, например, красные, какие нужны?

Представьте себе, они нужны разные! Для акцентов лучше подойдёт кроющая красная, а для замесов - прозрачная.

Зато кроющая Неаполитанская жёлтая - мой фаворит. А уж как хорош Кадмий лимонный, способный перекрыть любую чёрную без белил!

Долго не могла понять, почему Оранжевый Пиррол Van Gogh нравится больше, чем Sennelier.

Теперь ясно, ведь у Ван Гога Пиррол прозрачный, а у Sennelier полукроющий! А я использую PO73 в смеси с синими для изображения теней (получается интересный фиолетовый).

Если понимать, для чего планируется применять ту или иную краску, можно выбрать соответствующего производителя, у которого кроющие свойства нужной краски соответствуют нашей потребности.

Да, у разных производителей один и тот же пигмент обладает разными характеристиками, у одного он может быть кроющим, а у другого прозрачным.

Сами по себе кроющие краски тоже разнятся. Есть белильные, те, в которые добавлены белила, обычно это светлые краски. А есть, которые сами по себе не обладают прозрачностью. К слову сказать, у белильных красок есть дополнительный бонус, эти краски легче других смываются с бумаги, так как белильная субстанция не позволяет частицам пигмента глубоко проникнуть в бумагу, эти краски остаются на поверхности.

Но тёмные кроющие краски полны коварства. а самым обидным подчас бывает несоответствие маркировки производителя с фактическими свойствами краски. Такие косяки иногда встречаются. Потому что понятие прозрачности или непрозрачности - величина относительная. Вот и приходится нам самим тщательно исследовать свою палитру, дабы избежать неприятных сюрпризов.

Тем не менее, для новичков в акварели предлагаю ввести новый значок маркировки, и на тёмных красках, обладающих кроющими свойствами

написать предостережение: ⚠️«Dangerous!»

"Ждут". 38х56см. Акварель Sennelier.
"Ждут". 38х56см. Акварель Sennelier.