Найти тему
ActivityEdu

Проект Опон-Имо. Или как провалить цифровизацию образования, почти

Оглавление

Эта история случилась в Нигерии, а вернее в штате Осун, расположенном в юго-западной части страны. 04 июня 2013 года губернатор этого штата сообщил жителям и прессе о том, что у правительства есть программа, которая позволит вывести образование в штате на небывалый уровень, а также решить множество проблем – от обеспеченности детей учебниками до создания новых рабочих мест. Имя этой программе Опон-Имо.

Попробуем разобраться, что это за программа, как она должна была выполняться, к чему привела, почему почти провалилась и как реализуется сейчас.

Фото: Nairaland Forum
Фото: Nairaland Forum

Что такое Опон-Имо

Стержнем проекта должен был стать планшет с предустановленным программным обеспечением, который предоставляет бесплатный доступ к образовательному контенту, включающему учебники, обучающие ролики, сценарии уроков, тесты и пр.

Сегодня в Осуне мы делаем еще один важный шаг вперед в наших непоколебимых и неудержимых усилиях по закладке прочной основы для образования наших детей. Наконец-то прибыл долгожданный Опон-Имо. Умный компьютерный планшет вошел в сферу образования во славу Всемогущего Бога, к победе учащихся государственных школ Осуна, и к полному изумлению злонамеренных циников, чье горячее желание – провал проекта. К несчастью для них, у Бога другой план для Осуна и его добрых людей!Из выступления губернатора штата Осун, Рауфа Арегбесолы. 04 июня 2013 г.

Учитывая, что школьные учебники в Нигерии приобретаются семьями самостоятельно, наличие такого гаджета должно было помочь родителям сэкономить существенные средства, которые бы пошли на нужды семьи, способствуя развитию внутреннего рынка и экономики региона.

Планшет планировалось предоставлять всем ученикам трех уровней средней школы (SS1, SS2, SS3). Это позволило бы обеспечить как преемственность обучения, так и гарантию того, что спустя три года при подготовке к выпускным экзаменам учащиеся имели бы уже опыт использования гаджета, изучили, как он работает, какие возможности предоставляет и могли максимально эффективно применять его в обучении. Кроме того, работа с планшетом позволила бы развить у детей навыки применения ИКТ в реальной жизни.

Контент должен был включать 56 учебников по 17 основным предметам и пяти дополнительным, 900 минут виртуальных уроков и тысячи практических вопросов для подготовки к выпускным экзаменам. Безусловно предполагалось, что контент будет обновляемым и позволит экономить на переиздании учебников. Кроме того, ученики и педагоги имели бы возможность загружать дополнительный контент, прошедший экспертизу и получивший одобрение.

Еще одним приятным бонусом было то, что гаджет должен был не просто повысить уровень образования, снизить затраты семей на обучение, помочь детям в освоении программы, но и создать новые рабочие места. Из запланированных 150 тысяч планшетов 100 тысяч должны были производиться на территории штата.

На старте программы проект Опон-Имо был поддержан ЮНЕСКО.

Реализация программы

Как часто бывает с громкими заявлениями и прекрасными идеями, все пошло не так с самого начала.

Во-первых, произвести необходимое количество планшетов на территории штата не получилось, а потому к началу нового учебного года в школы поступило не более 20 тысяч устройств из заявленных 150 тысяч. В итоге, они не просто не достались всем классам, но даже внутри класса – не всем ученикам. Учитывая, что о программе было объявлено до начала учебного года, многие родители не стали приобретать учебники, надеясь на новый гаджет. В результате для большинства учебный год начался и без гаджетов, и без учебников.

Фото: Nairaland Forum
Фото: Nairaland Forum

В следующем году положение также не исправилось, в школы поступило только 10 тысяч устройств, и с учетом тех, что уже имелись в наличии – программа была реализована только на 20%.

Еще одним препятствием послужила коррупция, деньги на закупку и производство планшетов оседали на счетах чиновников и их родственников, что вероятно, помешало запустить производство устройств на территории штата.

Ситуация с контентом тоже оказалась не на высоте. Не все издательства имели электронные версии учебников, а потому библиотека Опон-Имо получилась чрезвычайно бедной. Кроме того, даже загрузив электронную версию учебника в библиотеку, издательство не стремилось обновлять его, в результате ко второму году использования устройства большая доля учебников не обновлялась и не соответствовала программе обучения.

Конечно, еще одной проблемой программы послужило отсутствие доступа в интернет у многих семей, либо его ненадлежащая скорость.

Подготовка учителей для работы в проекте не проводилась, что вносило сумятицу и неразбериху при применении гаджетов.

И вишенкой на торте стала находчивость нигерийских школьников. Получив устройство, многие дети смогли найти способы обхода блокировки для загрузки неверифицированного контента и начали скачивать на планшеты фильмы, игры и даже порнографию. То есть можно сказать, что хотя бы с целью развития навыков ИКТ проект справился…

Результаты программы

В 2016 году штат Осун занял только 29 место из 36 в национальном рейтинге образования. Реализация проекта Опон-Имо не просто не повысила качество образования, но привела к его падению. Программа стоимостью от 3 (по официальным данным) и до 8,6 (по неофициальным источникам) миллиардов нигерийских найр (примерно 28,2 миллиона долларов США по курсу на конец 2016 года или 54,7 миллиона долларов США на дату начала программы) была готова провалиться.

Однако, авторы проекта и правительство решили не сворачивать программу, а модернизировать и доработать ее. Была создана комиссия, которая рассмотрела и оценила все проблемы в реализации проекта Опон-Имо, на основании отчета комиссии началась его доработка. На это ушло несколько лет. И сейчас программа фактически становится национальной, кроме того, в ситуации пандемии коронавируса в прошлом году она помогла быстро перевести школы страны на дистанционное обучение. Однако даже сейчас ведутся ожесточенные споры по поводу эффективности проекта, целесообразности затраченных средств, а также влияния его на качество образования.

О чем стоит задуматься

Мы уже писали о том, что технологии сами по себе не решают проблему качества образования. Есть прекрасные исследования на эту тему, а история с внедрением Опон-Имо еще одно тому подтверждение.

Каждое решение или проект в сфере образования, какими бы красивыми и прекрасными они ни были на бумаге, всегда требует тестирования, апробации и доработки. Множество задействованных участников и заинтересантов любого образовательного проекта могут влиять как на качество его исполнения, так и на процедуру реализации, а непредвиденные затраты и риски приводить к многомиллионным убыткам и полному сворачиванию проектов.

Наши дети умнее, чем мы думаем, а зачастую намного умнее разработчиков образовательных приложений. Настраивая фильтры, нужно представлять себе не ребенка перед экраном планшета, а высококлассного программиста и именно под него и адаптировать защиту.

Статья подготовлена на основе материалов:
Investigation… Aregbesola and the scam called Opon-Imo (1) Investigation… Aregbesola and the scam called Opon-Imo (2) Osun: Oyetola Building Education Policy around Peoples Tenet Again, honour for Opon Imo as UNESCO endorses tablet
Opon Imo - Tablet Of Knowledge: A Thin Line Between Success And Failure

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.