Найти в Дзене
Георгий Жаркой

Бог ума не дает

Это только кажется, что мы спокойные. Внутри – бури и смерчи.

Дама, как говорится, ухоженная, следящая за собой. На лице – достоинство и самоуважение. Она любит рассказывать, как много работала. Честно и бескорыстно. И какая у нее замечательная семья. Муж - святой человек, таких, как он, поискать надо.

И вообще жизнь была чудесная, волшебная. И сейчас тоже, конечно, все хорошо.

Однажды гуляем по парку. Навстречу супружеская пара. Им, наверное, под девяносто. Так приятно смотреть: благородство, душевность, спокойствие. Ну, может быть, любовь. До сих пор.

И моя спутница вдруг призналась: «Знаешь, молодая была, мужу жить нормально не давала. От всех друзей отшила. Боже, какие скандалы закатывала».

Кто такой муж? Это как бы собственность жены. Из дома ни-ни. Встретиться с другом, выпить и отдохнуть – это нравственное преступление.

Как-то он у лучшего своего друга отдохнул. Известное дело: баня, выпивка, душевные разговоры. Остался ночевать. Так вот она его за это неделю ела. Поедом. Подключила еще двух женщин: свекровь и свою мать.

И они втроем мигом мужчину обработали. Под каблук засунули. Бесправное существо, вечно виноватое.

Вокруг него очертили круг, из которого выйти было нельзя. И муж чах, чах и зачах. Он рано умер. Даже до пенсии не дожил.

Опасно
Опасно

И вот она сейчас мучится, что была не права. Сама, своими руками воздух ему перекрыла. А ради чего? Ради ошибочного, даже порочного понимания семьи.

Говорит с внутренней болью: «Не хватает мне его. Вернуть бы то время. Вела бы себя иначе. Понимаешь, у каждого из нас радость должна быть. А я его радости лишила».

Что тут скажешь? Иду и молчу. По-своему переживаю.

А из нее поперло. Как из вулкана. Вспомнила: в профсоюз пришла бесплатная путевка в Чехословакию. В советские времена. Как из-за нее все передрались! Была настоящая война. Одного человека с инфарктом в больницу отвезли. И он, между прочим, инвалидом остался.

Полезли в личную и в профессиональную жизнь. Ничего не стеснялись. Поливали друг друга грязью. Все сплетни наружу вытащили. Все грязное белье.

А из-за чего? Из-за поездки! Стоит она этого? Столько лет прошло, а вспоминается. Сейчас бы, конечно, в сторону отошла. Увидела бы, что нервы тратить надо – и отошла. Уехала бы в деревню. Чернику собирала, грибы. А тогда?

И спрашивает: почему Бог ума не дает? Вернуть бы то время!

Говорю, что ее слова исповедь напоминают. Спрашиваю: все ли у нее в порядке? У меня нехорошие подозрения появились.

А она будто не слышит. Рассказывает, как в аспирантуру поступала. Одно место – на всю кафедру. Это значит, что можно спокойно диссертацию писать. И рабочее место тебе обеспечено. А еще есть возможность на родной кафедре эксперименты проводить.

Тоже была война. Грызли друг друга по-настоящему. И эта дама победила. Написала в Москве работу. Получила диплом кандидата наук.

Стихия
Стихия

Начались девяностые. Начало двухтысячных. И этот диплом стал никому не нужным. Положила в шкаф, возила тюки из Греции и из Турции. Стоил ли этот диплом таких усилий?

Остановил ее. Взял за руку и остановил. Зачем вспоминать? Что было, то прошло. Все ошибки совершали. Многие из нас за разные места бились. И сейчас – новые поколения – бьются. Из-за денег, например. Мало ли?

Кое-как в себя пришла. Снова на лице достоинство и спокойствие. Люди, наверное, думают: вот человек себя уважает. Правильно живет.

И никто не знает, что внутри. Не видит ни бурь, ни смерчей.

Подписывайтесь на канал «Георгий Жаркой».