Найти тему
Очерки о психопатах

Ребенок, который играет в игры. Игра "Загнанная женщина"

Продолжаем разбирать типовые сценарии игр из книги Берна "Игры, в которые играют люди".

Игра "Загнанная женщина". Берн описывает тип женщин, играющих в эту Игру:

"Она берет на себя все, что приходится, и даже ищет себе добавочную работу. Она соглашается с критикой мужа и выполняет все требования своих детей. Если ей приходится развлекать гостей за обедом, она считает своим долгом безупречно функционировать в качестве собеседницы, хозяйки дома и прислуги, декоратора интерьера, инспектора провизии, очаровательницы, воплощенной невинности и дипломата; более того, в это же утро она добровольно вызывается испечь пирог и свести детей к зубному врачу. Уже чувствуя себя измученной, она делает этот день еще более перегруженным. И вот, в середине вечера совершенно естественным образом ее покидают силы. Ничего больше не делается; она подводит мужа, детей и гостей, а затем еще усиливает бедствие, осыпая себя упреками. После двух-трех таких случаев ее брак оказывается под угрозой, дети в растерянности; она теряет в весе, ее волосы растрепаны, лицо вытянулось, туфли исцарапаны. Наконец, она является к психиатру, готовая к госпитализации"

Несколько видоизменю объяснения этой Игры Берном, добавив к его толкованиям свои уточнения. Итак, подлинным виновником подобного деструктивного трудоголизма женщины является усвоенные ею с детства правила достижения контакта со "строгим Родителем", роль которого исполняли ее мать или бабушка. Муж - всего лишь подставная фигура, избранная для исполнения роли этого Родителя в настоящее время. В действительности она вышла замуж не за него, а за привычный образ "строгого Родителя", воплощенный в нем и подобный образу Родителя, усвоенного от матери или бабушки. Найдя себе подходящего партнера, ее Ребенок может теперь суетиться в привычном ритме, как и в детстве. И это, как ни парадоксально звучит, является залогом ее шаткого психического равновесия.

Объясню подробно. С детства такой ребенок (с маленькой буквы, то есть настоящий ребенок ) привык, что принятие "Родителя" надо заслужить. Почему "Родитель" в кавычках? Потому что настоящий Родитель не может быть строгим, так как его суть - это принятие и одобрение. Поэтому "строгий Родитель" - это ложный образ, сформированный на самом деле агрессивным отношением к девочке Ребенком ее матери или бабушки. То есть со стороны мамы или бабушки действовал Ребенок-кукушонок, целью которого было потеснить родного птенца в его же Гнезде. А Ребенок девочки воспринимал все так, как будто с ним взаимодействует Родитель, принятие которого надо ЗАРАБОТАТЬ.

Родной птенец - Ребенок, чтобы заслужить место в СВОЕМ Гнезде-Родителе, вынужден служить подсадному Ребенку-кукушонку. Причем для птенца, выросшего в таких условиях, кукушонок будет восприниматься, как Родитель.
Родной птенец - Ребенок, чтобы заслужить место в СВОЕМ Гнезде-Родителе, вынужден служить подсадному Ребенку-кукушонку. Причем для птенца, выросшего в таких условиях, кукушонок будет восприниматься, как Родитель.

И только будучи постоянно в движении, выполняя какую-то работу или учась на отлично, можно было добиться одобрения этого "строгого Родителя". Отдых автоматически делал тебя лентяем, а значит лишенным опеки Родителя. "Кто не работает, тот не ест". Буквально это звучит: "Кто не работает и не учится, тот лишен Родителя". Девочка привыкла делать по дому все. Еще и прилежно учиться и на дополнительные занятия ходить, которые ей выбирали опекуны. При этом условные мама с бабушкой сами позволяли себе ничего не делать и только указывали ребенку: "сделай то, сделай это". Если ребенок этого не делал - жестко гнобили его, стыдили, называли никчемным и никому не нужным. Если делал - могли под настроение благосклонно приласкать. И вот вырос такой маугли, который твердо усвоил: пока ты суетишься - ты нужен кому-то. Перестаешь шустрить - ты НИКТО и НИЧТО. Потому что в детстве отвержение родительской фигурой переживается как маленькая психологическая смерть.

Фактически кукушонки, пользуясь зависимостью девочки от них и маскируясь под Родителя, установили ей строгие правила доступа ее Ребенка к ее же собственной Родительской структуре. Почему собственной? Естественным образом в детстве у каждого человека Родитель спроецирован на значимых лиц. С взрослением проекция должна сойти на нет и Родитель должен интегрироваться в собственную психику и занять там свое законное место. Но так как мама с бабушкой ИЗОБРАЖАЛИ Родителя, а не БЫЛИ Родителем, причем изображали его дефектным (таким образом интегрировав ей в психику не Родителя, а самогрыза), то ей попросту в детстве не предоставили понимания, что такое НАСТОЯЩИЙ РОДИТЕЛЬ. А еще и засадили самогрыза, не позволяющего интегрировать в себя Родителя ни в каком виде. Поэтому у человека необходимость во внешнем Родителе так и осталась. И повзрослев, девочка нашла мужа, ПОДХОДЯЩЕГО для несения проекции Родителя. Таким образом сохранив рядом с собой "строгого Родителя". А ее трудоголизм - это ублажение самогрыза, который при малейшей паузе в суете так и норовит прокаркать: ты НИЧТОЖЕСТВО, ты НИКТО, ты НИКОМУ не нужна! И не дай бог, это донесется до "строгого Родителя"! Последует отвержение и накатит знакомое с детства ощущение падения в пустоту - как будто тебя выбрасывают из твоего же гнезда.