2021 год не принёс для Белоруссии ничего качественного нового — все ключевые события текущего года стали следствием тенденций, уходящих корнями в 2020 год.
Иван Лизан, редактор портала «Сонар-2050», специально для сетевого «Репортёра» об итогах года во внутренней и внешней политике Белоруссии и прогнозах на 2022 год
Внутренняя политика
Ключевая тенденция 2021 года — продолжение реакции как торжества антимайдана. Белоруссия показала, что антимайдан с его логикой контрреволюционной целесообразности столь же опасен, как и майдан с его логикой революционной целесообразности. И в первом, и во втором случае главной жертвой становится демократическое правовое государство.
В случае с Белоруссией под каток силовой машины попали сотни НКО, десятки крупных СМИ и компаний, а также тысячи граждан, которых под конец года активно увольняли из бюджетной сферы за политическую неблагонадёжность.
Вместе с прозападными НКО, работающими на дестабилизацию страны, власти калёным железом выжгли остатки белорусского «гражданского» общества, не предложив социально активным белорусам ничего кроме так называемых ГОНГО — организаций лишь формально называемых негосударственными, а в действительности являющихся частью государственной машины.
Заодно под удар попали и российские СМИ: заблокировано издание Regnum, прекратила свою работу «Комсомольская правда в Беларуси». В условиях краха государственной пропаганды угрозу для власти представляют любые СМИ, чьи журналисты способны донести до масс хоть сколь-либо отличающуюся от официальной точку зрения.
Сотни Telegram-каналов признаны экстремистскими, а их подписчикам грозит уголовная ответственность. Государство карает показательно и жестоко, в подавляющем большинстве случаев наказание явно не соответствует общественной опасности совершённого деяния.
При этом никто из белорусской гранд-бюрократии, приложившей руку к построению обанкротившейся политики многовекторности, и экспертного сообщества, рассказывавшего о вмешательстве «Газпрома» в белорусские выборы, не пострадал — все остались на своих местах.
Никаких намёков на разрядку в стране нет: контуры грядущей конституционной реформы не ясны, текста новой конституции нет, назначенный на февраль референдум ещё могут перенести, никакой оппозиции власти — путь и предельно беззубой — в стране не осталось. Власть, победив протест в 2020 году, действует исключительно с позиции силы и ведёт себя будто слон в посудной лавке, чем загоняет недовольство вглубь общества, углубляя раскол между лоялистам и оппозиционерами. Но данный раскол измерить невозможно — в стране с 2015/16 гг. нет независимой экспертизы и социологии.
Внешняя политика
В 2021 году белорусская власть наконец-то признала крах проводимой с 2014 года политики политической и экономической многовекторности. Четвёртый санкционный пакет, введённый против белорусского бизнеса в летом, подвёл черту под попытками белорусской власти диверсифицировать торговлю, снизив зависимость от России. А миграционный кризис подвёл черту под попытками Минска дистанцироваться от России в политической сфере.
Точку в политике многовекторности Лукашенко поставил 4 ноября, когда подписал 28 согласованных с Москвой «союзных программ» по углублению интеграции, а затем и признал Крым де-факто территорией России.
Если для Запада Лукашенко — тиран и узурпатор, создающий проблемы ради денег и признания, в котором ему ранее отказали, то для России — вернувшийся домой блудный сын, которого можно назвать родным, но всё ещё очень своенравным.
Экономика
Главная проблема 2021 года — поиск живых денег. Белоруссии отчаянно нужны деньги как для погашения внешнего долга, так и для поддержания на плаву государственных компаний разной степени эффективности и убыточности. Эти деньги есть лишь у России, но она их предоставит только в случае реального углубления интеграции в рамках 28 «союзных программ» по формуле «утром деньги, вечером стулья». Для Москвы кредиты стали одним из немногих инструментов влияния на Минск.
А пока — за неимением доступа к кредитам — деньги изыскиваются внутри страны. Новой «нефтью» для властей республики стали граждане и бизнес: первым урезают социальный пакет, повышая тарифы, вторым устраивают налоговые проверки, доначисляя налоги и штрафы. Главными смутьянами 2021 года в экономике стали «айтишники и ипеэшики» — представители негосударственного сектора экономики: власти их активно критиковала, им же активно урезали льготы.
Вся надежда у белорусских чиновников исключительно на Россию и возможность получить полноценный доступ к её государственным закупками в рамках нацпроектов и портовой инфраструктуре, что позволит стать независимыми от портов Прибалтики и нарастить объёмы экспорта товаров в Россию.
Прогноз на 2022 год
Несмотря на то, что прогнозы, как известно, дело крайне неблагодарное, можно сделать вывод, что при условии сохранения текущих тенденций, Белорусию ожидает:
1. Сохранение состояния холодной войны с коллективным западом, что, впрочем, не исключает переговоров ad hoc между Лукашенко и ЕС для решения точечных проблем.
2. Дальнейшее позиционирование Александром Лукашенко Белоруссии в качестве щита России на западных рубежах с совершением ряда имиджевых уступок Москве (визит в Крым и его признание частью России де-юре).
3. Углубление интеграции в рамках Союзного государства в обмен на предоставление кредитных ресурсов и либерализации режима доступа для белорусского бизнеса на рынок РФ. Переориентация белорусских грузов портов Прибалтики на порты России. Не исключено проведение череды сделок слияния/поглощения между белорусским и российским капиталом, а также вхождение на белорусский рынок российских компаний по образцу Ozon.
4. Продолжение тренда на реакцию внутри страны, проведением управляемой конституционной реформы с декоративными изменениями. Как следствие — ускоренная эмиграция белорусов из страны.