Найти тему

Стратегия стояния на месте

– Да какой там рост в три раза, – горячился коммерческий директор крупной производственной компании, – Давайте сначала доведем число отгрузок без ошибок хотя бы до девяносто пяти процентов, а потом уже будем говорить про рост! – мы сидели в переговорной комнате и обсуждали возможные сценарии стратегического развития компании. 
Участником таких споров я становлюсь нередко. В ходе стратегической сессии команда последовательно отвергает все идеи быстрого роста и предлагает сосредоточиться на текущих операциях, а уже потом, когда они «все починят», они начнут думать о развитии. Но это, конечно, не работает, даже в самых консервативных и (с виду) медленно меняющихся отраслях. 

Быстрый рост – это не самоцель. Я выношу такой сценарий на обсуждение не потому, что мне нравится разрабатывать стратегии роста. Я усматриваю в этом жизненную необходимость. Большая цель нужна для решения двух задач:

Первая – необходимо поставить перед командой интересную и вдохновляющую цель. Например, превратить середняка в лидера. Людям нравится создавать что-то большое, а потом гордиться созданным. А если большая цель пугает кого-то из членов команды, это пассажиры, а не проводники изменений, и с ними лучше расстаться. Такие люди нужны среди исполнителей, но топ-менеджеры отвечают за развитие и должны постоянно думать об этом.

Вторая – только большая цель может побудить членов команды к серьезным преобразованиям. Когда мы мечтаем о росте в двадцать процентов в год, мы понимаем, что сумеем сделать это «косметическим ремонтом», залатав очевидные пробоины и устранив застарелые проблемы. Задача же вырасти в несколько раз заставляет нас иначе настроить свою мыслительную оптику. Только такая большая цель (дерзкая и волосатая – вспомним BHAG) может переключить тумблеры у нас в голове, заставить задуматься о пересмотре бизнес-модели. Как правило, вырасти делая то же, что и сегодня, невозможно. И только большая цель может заставить топ-менеджеров вынырнуть из уютной парадигмы тонкой настройки, полировки существующих процессов. 

Питер Друкер писал, что стратегия не заключается в исправлении ошибок. Она исходит из поиска и реализации возможностей, предложенных внешней средой. Такие возможности есть всегда, но если наш мысленный взор стиснут шорами страха, мы никогда их не увидим. Конечно, когда мы говорим о масштабных изменениях, предприниматель видит возможности, а топ-менеджеры – угрозы. В их головах за короткие мгновения проносится вся их будущая жизнь. Вот руководство приняло большую цель, вот им, топ-менеджерам, поставили задачу ее реализовать, вот они не справились и вот их уволили, лишив зарплаты и самооценки. Но если ваши топ-менеджеры настолько не уверены в себе, нужны ли они вам?

XXI век это не просто эпоха больших перемен – это эпоха смены бизнес-моделей. Цифровая революция не только помогает оптимизировать процессы или снизить издержки, она позволяет создавать принципиально новые бизнес-модели. Франшизы, основанные не на бренде, а на IT-программе. Маркетплейсы. Платформы. Это модели нового времени, которые подрывают самые консервативные отрасли. И если вы думаете, что будете «налаживать процессы» и «все чинить», а будущим займетесь потом, то весьма вероятно что кто-то где-то придумывает модель, сделающую ваш бизнес ненужным.

Напоминаю, что блоги можно не только читать, но и слушать – в нашем ТГ-канале или в рассылке:
Telegram: https://t.me/sapcons
Рассылка: https://www.sapcons.ru/subscribe/
– Да какой там рост в три раза, – горячился коммерческий директор крупной производственной компании, – Давайте сначала доведем число отгрузок без ошибок хотя бы до девяносто пяти процентов, а потом уже будем говорить про рост! – мы сидели в переговорной комнате и обсуждали возможные сценарии стратегического развития компании. Участником таких споров я становлюсь нередко. В ходе стратегической сессии команда последовательно отвергает все идеи быстрого роста и предлагает сосредоточиться на текущих операциях, а уже потом, когда они «все починят», они начнут думать о развитии. Но это, конечно, не работает, даже в самых консервативных и (с виду) медленно меняющихся отраслях. Быстрый рост – это не самоцель. Я выношу такой сценарий на обсуждение не потому, что мне нравится разрабатывать стратегии роста. Я усматриваю в этом жизненную необходимость. Большая цель нужна для решения двух задач: Первая – необходимо поставить перед командой интересную и вдохновляющую цель. Например, превратить середняка в лидера. Людям нравится создавать что-то большое, а потом гордиться созданным. А если большая цель пугает кого-то из членов команды, это пассажиры, а не проводники изменений, и с ними лучше расстаться. Такие люди нужны среди исполнителей, но топ-менеджеры отвечают за развитие и должны постоянно думать об этом. Вторая – только большая цель может побудить членов команды к серьезным преобразованиям. Когда мы мечтаем о росте в двадцать процентов в год, мы понимаем, что сумеем сделать это «косметическим ремонтом», залатав очевидные пробоины и устранив застарелые проблемы. Задача же вырасти в несколько раз заставляет нас иначе настроить свою мыслительную оптику. Только такая большая цель (дерзкая и волосатая – вспомним BHAG) может переключить тумблеры у нас в голове, заставить задуматься о пересмотре бизнес-модели. Как правило, вырасти делая то же, что и сегодня, невозможно. И только большая цель может заставить топ-менеджеров вынырнуть из уютной парадигмы тонкой настройки, полировки существующих процессов. Питер Друкер писал, что стратегия не заключается в исправлении ошибок. Она исходит из поиска и реализации возможностей, предложенных внешней средой. Такие возможности есть всегда, но если наш мысленный взор стиснут шорами страха, мы никогда их не увидим. Конечно, когда мы говорим о масштабных изменениях, предприниматель видит возможности, а топ-менеджеры – угрозы. В их головах за короткие мгновения проносится вся их будущая жизнь. Вот руководство приняло большую цель, вот им, топ-менеджерам, поставили задачу ее реализовать, вот они не справились и вот их уволили, лишив зарплаты и самооценки. Но если ваши топ-менеджеры настолько не уверены в себе, нужны ли они вам? XXI век это не просто эпоха больших перемен – это эпоха смены бизнес-моделей. Цифровая революция не только помогает оптимизировать процессы или снизить издержки, она позволяет создавать принципиально новые бизнес-модели. Франшизы, основанные не на бренде, а на IT-программе. Маркетплейсы. Платформы. Это модели нового времени, которые подрывают самые консервативные отрасли. И если вы думаете, что будете «налаживать процессы» и «все чинить», а будущим займетесь потом, то весьма вероятно что кто-то где-то придумывает модель, сделающую ваш бизнес ненужным. Напоминаю, что блоги можно не только читать, но и слушать – в нашем ТГ-канале или в рассылке: Telegram: https://t.me/sapcons Рассылка: https://www.sapcons.ru/subscribe/