Что ж, Ридли Скотт доказывал, что до сих пор ему нет равных в историческом зрелищном кино, второй его любимой ипостаси после фантастики. Пусть сборы низкие (зумеры и правда наверно ничего не понимают пока в хорошем кино), режиссер в гневе, при этом рейтинги профессионалов высокие и главный критик покрыт «нежными» ругательствами, фильм от этого не стал хуже. Это почти идеальный блокбастер и думаю еще станет классикой, как случалось со многими работами больших режиссеров. Одно то, что в категории 80+ можно снять такое, не укладывается в голове.
Однако и это не самое примечательное в данной работе. В форму исторического фильма режиссер ухитрился вложить вполне современную повестку и злободневное высказывание на тему, уж совсем не вяжущуюся с рыцарским кино. Все рыцарское неизменное связано с благородными начинаниями, поисками святых объектов и служению прекрасной даме. Ну и баллады о Робин Гуде и Короле Артуре здесь же, рядом. Все это клише куртуазных романов. Мы то догадываемся, как было на самом деле. Кровь и пот. Столетние войны за чужие интересы, поборы, предательства, болезни, браки как торговые сделки. Спасибо Морису Дрюону, просветил. Здесь уж точно не до почитания прекрасных дам. Скотт пошел дальше попытки правдивого изображения «страдающего» средневековья. Фильм неожиданно из исторической драмы, основанной на реальных событиях, что уже сильно приелось зрителям, перерастает во вполне современное высказывание о возможности поиска справедливости для тех, кто слабее и изначально поражен в правах. В те дальние времена таких было большинство: иноверцы, инакомыслящие, инаковыглядящие, низшие сословия, ну и «слабый пол» конечно же. Хотя слабый он только формально и фильм это отлично подтвердил. Понятно, жизнь дамы высшего сословия не равнялась жизни, предположим, крестьянки, но и самостоятельного значения имела немного. Всегда при ком-то и всегда следует чужой судьбе. «Последняя дуэль» рассмотрела действительно уникальный случай, когда женщина потребовала справедливости лично для себя и сама приняла решение о своей судьбе. Пусть и опосредованно. Не ожидал от мастера такого современного подхода, который привел к отличному результату без тени конъюнктуры и желания угодить новой повестке.
История развернулась в XIV веке. Два друга: рыцарь Жан де Карруж (Мэтт Дэймон) и его сослуживец Жак Ле Гри (Адам Драйвер), участвуют в войнах с Англией и служат вассалами при графе Алансонском (неожиданно удачная роль для Бена Аффлека, которого не испортили платиновые волосы), балагуре, выпивохе и нечистоплотному повесе. Они совершенно разные. Жан – прямолинеен, вспыльчив и грубоват, Жак – наоборот велеречив, образован и хитер. Жак становится любимчиком графа, участником во всех его оргиях и получает многие блага, в том числе на которые претендовал его друг. Впрочем, уже бывший друг. Он постепенно забирает земельный надел, который должен был достаться Жану по брачному договору и его пост капитана, который по праву наследственного преемства от отца также был ему гарантирован. Дружба стала враждой, которая достигла своего пика в момент, когда юная жена Жана обвинила Ле Гри в изнасиловании, когда муж отсутствовал. Я забыл упомянуть, Жан удачно женился на красавице Маргарите (Джоди Комер), которая ко всему прочему умна и образована. Брак был бездетный, но вроде бы счастливый. Вроде бы.
Не желая терпеть бесчестие и внемля мольбам жены, Жан требует суда. Однако в отсутствие прямых доказательств дело может быть разрешено лишь поединком. Если обвинитель проиграет, то Маргарита будет сожжена заживо за навет. Примечательно, что в роли пострадавшей стороны выступает именно муж, а не жена, так как последняя фактически является его собственностью. Дело даже изначально предлагалось разрешить, как торговый спор. И Жан, и Маргарита идут на крайние меры. При этом Маргарита рискует всем, не только жизнью. Она беременна.
Режиссер использовал прием, который делает фильм не просто изложением некого исторического казуса, но интересным исследованием субъективного восприятия себя и своих поступков. История изложена с позиции каждого из героев. Три версии одной истории внешне очень похожи, но есть нюансы: взгляды, фраза, жесты, последовательность, забытые фрагменты повествования. Так что считать истиной? Истина – дама неуловимая и подчас никому не принадлежащая. Режиссер предлагает зрителю самому сложить пазл, но и дает подсказку: его сердце на стороне Маргариты и именно ее версия именуется правдивой. Да, Маргарита с уважением относится к мужу, хоть и не согласна с ним во многом. Да, она хочет быть хорошей женой, хоть и не может зачать. Да, муж не так нежен и добр с ней, как тому это видится. И, наконец, да она стала жертвой насилия, хоть и оказала этому сопротивление. Удивительно другое, что она не стала молчать, как делали многие, если не все, женщины. Свекровь, призывая Маргариту к разуму, сама признается в этом. И на вопрос снохи, что же дало ей молчание, просто отвечает: «я выжила». Предполагаю, что во времена Средневековья выживание считалось, если не высшей добродетелью, то точно смыслом существования. Однако вот нашлась другая женщина, которая обладала гордостью и смелостью не соответствующей ее роли и эпохе. Такие личности часто двигают историю и их всегда единицы. Самый банальный пример того же времени – Жанна Д'арк, как бы ее фигура не была растаскана на мифы и легенды, далекие от реальности.
Актерский состав Скотт выбрал традиционно для себя звездный. Он умеет с ними работать и никому не позволяет перетянуть одеяло на себя. Мэтт Дэймон и Адам Драйвер – на пике своей актерской формы. Говорить о них бессмысленно. Они почти всегда безупречны. Адам же прямиком несется к званию актера десятилетия по числу и качеству реализованных проектов в кино. Роль Маргариты здесь, пожалуй, наиболее интересная. Джоди Комер - актриса популярная прежде всего у любителей сериалов. Мы помним какая же она невероятная жестокая прикольная и стильная киллерша-социопатка из сериала «Убивая Еву», и вдруг роль благородной самоотверженной средневековой дамы. Да, Джоди – красавица с классическими чертами, но этого здесь было бы мало. Все получилось. От ее героини нельзя отвести взгляд, за нее переживаешь, ей веришь и восхищаешься. Такая и должна быть прекрасная дама, которой служит благородный рыцарь. Только рыцарей много, а благородного попробуй найди.
Подводя итог, хочу выразить сожаление, что фильм не получил должной оценки зрителей, ведь не каждый год мы получаем идеальный жанровый фильм, ради которого не грех подняться с любимого дивана и сходить в кинотеатр.