Одним из основополагающих принципов правового государства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также реальная защита этих прав и свобод. Защита прав и свобод человека и гражданина — это фундаментальная задача, одновременно являющаяся и функцией судебной власти. Указанная функция суда складывается из предупреждения нарушения прав; восстановления нарушенных прав; решения вопроса об ответственности нарушителя прав и свобод индивида; возмещения ущерба и морального вреда, причиненного индивиду, а также отмены подзаконных нормативных актов в случае их противоречия Конституции РФ и закону. (Гасанов К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека. М.: Юнити, - 2004. - С. 154.)
В связи с этим представляется важным рассмотреть вопрос о соотношение функции по защите основных прав и свобод личности и полномочий конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Переход к строительству свободного гражданского общества, правового демократического государства обусловил появление новых форм, способов и средств защиты прав и свобод личности, в частности конституционный судебный механизм защиты. Создание региональных конституционных (уставных) судов согласуется с положением Конституции РФ, в котором устанавливается, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. (ч.2 ст.118 Конституции Российской Федерации).
Процесс формирования региональных конституционных (уставных) судов в субъектах РФ был начат в 1989-1990 гг. На момент принятия Федерального конституционного закона « О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации в совокупности насчитывалось 8 уставных и конституционных судов.
Однако, в 1997-2004 гг. данные суды были образованы лишь в семи субъектах РФ.
Первый подобный суд в России был образован в декабре 1991 года в Республике Дагестан. К настоящему моменту собственные органы конституционной юстиции учреждены еще в 15 субъектах Федерации. Определенную готовность к их созданию проявляют еще 39 субъектов Федерации, основные законы которых предусматривают это. Причем некоторые из указанных субъектов (Республики: Ингушетия, Карачаево-Черкесская; области: Курганская, Московская, Самарская, Тюменская; город Москва; Красноярский край; Ханты-Мансийский автономный округ) приняли законы о данных судах. Вопрос об определении цели и задач конституционных (уставных) судов субъектов РФ является дискуссионным в отечественной науке.
Г.А. Гаджиев, например, придерживается точки зрения, что основной целью конституционного правосудия в целом является признание и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина. По его мнению, цель конституционного правосудия установлена непосредственно в Конституции РФ, в которой закрепляется, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. (Гаджиев Г.А. Цели, задачи и предназначение Конституционного Суда РФ // Журнал конституционного правосудия. – 2008 - № 1. - С. 10).
Представленная точка зрения является весьма интересной и обоснованной в определении цели конституционного правосудия, однако ее автор не дает ответа на вопрос о том, какие же задачи при таком подходе стоят перед конституционными (уставными) судами субъектов РФ. По мнению С.Л. Дегтярева конституционные (уставные) суды субъектов РФ имеют две цели деятельности. Первой он выделяет защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, а второй — обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ. В качестве основных задач он называет осуществление правосудия и обеспечение непосредственно действующих прав и свобод человека и гражданина. (Дегтярев С.Л. Цели и задачи судебной власти на современном этапе // Правоведение. - 2005. - № 6. - С. 99-108.)
Витрук Н.В. пишет, что цель рассчитана на стратегическую перспективу функционирования конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которая должна конкретизироваться в определенных задачах. (Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учеб. пособие. М. : Норма, - 2005. - С. 231.)
Верховенство Конституции РФ в системе нормативно-правовых актов России, ее прямое действие является важнейшим принципом организации и функционирования правового государства. Поэтому государство создает систему и механизм правовой охраны (защиты) Конституции РФ. Охрана Конституции РФ осуществляется путем установления в самой Конституции РФ и в иных законах системы способов и средств предупреждения, пресечения и выявления ее нарушений, средств защиты в целях восстановления действия принципов и норм Конституции РФ и привлечения к ответственности виновных в нарушении. Следует согласиться с мнением ученых, которые считают, что целью конституционного правосудия является обеспечение и защита верховенства и прямого действия Конституции РФ в деятельности всех субъектов общественных отношений, т.е. правового режима конституционности на всей территории Российской Федерации. (Витрук Н.В. Указ. соч. - С. 25-31).
Цель деятельности каждого государственного органа выражается в конкретных задачах и реализуется посредством выполнения определенных функций. Цель обеспечения и защиты верховенства и прямого действия конституций (уставов) субъектов РФ устанавливается в задачах, определяющих функции конституционных (уставных) судов субъектов РФ. (Витрук Н.В. Указ. соч. - С. 246).
Основными задачами деятельности региональных конституционных (уставных) судов являются обеспечение и защита основ конституционного строя, фундаментальных конституционных ценностей и идеалов, таких как суверенитет субъекта и народовластие, права и свободы человека и гражданина и другие, которые закреплены в Преамбуле, в 1 и 2 главе Конституции РФ. (Витрук Н.В. Указ. соч. - С. 31).
Конституционность реально возможна лишь при разрешении одной из основных задач органов конституционного правосудия — защиты прав и свобод личности. Деятельность, направленная на решение основной задачи определяет содержание адекватной функции конституционного правосудия. В настоящий период в отечественной науке нет четкой определенности по вопросу, какие же функции выполняет конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Некоторые ученые отождествляют функции конституционных судов с их полномочиями. (Гусев А. В. К вопросу о роли основных функций органов конституционного правосудия в построении правового государства // Российский судья. - 2006. - № 7. - С. 19-21).
Эта точка зрения представляется не совсем верной поскольку, например, при реализации функции защиты прав и свобод человека и гражданина конституционные (уставные) суды субъектов РФ используют практически все принадлежащие им полномочия. Представляется, что заслуживает внимания классификация основополагающих функции конституционного правосудия на правовые и общесоциальные.
В российской правовой системе содержание правовых функций конституционного правосудия включает в себя не только непосредственно само разрешение конкретного конфликта интересов субъектов правоотношений, защите прав и свобод человека и гражданина, но и устранение юридических противоречий и несоответствий между нормативными правовыми актами различных уровней федеральной нормативно-правовой системы, а также нарушений единообразия в толковании и применении правовых норм при рассмотрении конкретных споров, нарушающих стройность и системность нормативного правового регулирования на федеральном уровне, снижающих его эффективность.
Устранение указанных недостатков посредством реализации конституционными (уставными) судами субъектов РФ правовых функций достигается определенное совершенствование правового регулирования, проявляющееся в совершенствовании нормотворческой деятельности и правоприменения, речь идет об участии судов в правотворчестве путем выполнения полномочий по конституционному контролю, а также использовании права законодательной инициативы по вопросам своего ведения.
Стоит отметить, что общесоциальные функции конституционных (уставных) судов субъектов РФ составляют основные направления воздействия на различные сферы общественной и государственной жизни. Конституционное правосудие в государствах новой демократии становится мощным средством динамичного и стабильного развития общества.
Существенное повышение роли и значения конституционных принципов и норм в правовой системе Российской Федерации, в общественно-политической и государственной жизни, формирование конституционно-правового мировоззрения, конституционно-правовой культуры в целом есть объективное условие социального и правового прогресса. Политико-идеологический курс взят на конституциализацию как нарастающий процесс реализации конституционных принципов и норм законотворчества в сфере частного и публичного права, в судебной и иной правоприменительной практике по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. (Витрук H.B. Цель, задачи, функции и полномочия конституционного правосудия в государствах новой демократии // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Томск, - 2003. - С. - 57-58).
Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина определяется, исходя из принципа разделения властей, особенностей правовой системы, распределения компетенции между судебными органами, сложившихся правовых традиций и уровня правовой культуры и других факторов. Такая защита является гарантией равноправных отношений личности и государства, реального существования взаимных обязательств государств и личности и выступает дополнительным средством обеспечения выполнения государством его обязанности по защите прав и свобод, права на судебную защиту.
Сравнительный анализ функциональных полномочий ныне действующих в мире около ста специализированных органов конституционного контроля свидетельствуют о том, что в совокупности им принадлежат свыше тридцати полномочий. (Белов С.А., Кудряшова О.А. Заимствование моделей конституционного контроля в правовой системе России // Журнал конституционного правосудия. - 2012. - № 6. - С. 25-38).
Следует отметить, что полномочия конституционных судов разнообразны по своему характеру и предназначению. К основным полномочиям относятся: толкование конституций и уставов субъектов РФ, проверка конституционности законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и договоров между ними, проверка на соответствие конституции (устава) субъектов РФ, которые не вступили в силу международных договоров; разрешение споров о компетенции между органами государственной власти; защита прав и свобод личности по жалобам граждан и запросам судов.
Дополнительные полномочия региональных конституционных (уставных) судов в свою очередь должны соответствовать компетенции субъекта РФ, то есть находиться в границах предметов ведения соответствующего субъекта Федерации и не противоречить юридической природе конституционных (уставных) судов РФ как органов конституционного контроля. В заключение следует отметить, что одной из главных задач деятельности региональных конституционных (уставных) судов является защита прав и свобод человека и гражданина наряду с защитой иных основ конституционного строя.
Формирование органов региональной конституционной юстиции во всех субъектах России должно рассматриваться в качестве важной задачи государственно-правового механизма по обеспечению защиты прав человека. Данные условия позволят уменьшить вероятность возникновения противоречий между федеральным и региональным законодательством, значительно сократят количество случаев нарушения прав и свобод человека и гражданина. В лице органов конституционной (уставной) юстиции субъекты РФ получают возможность в судебном порядке решать коллизионные вопросы, которые возникают между двумя уровнями государственной власти, а также органами местного самоуправления.
Кроме того, будет соблюдаться принцип равенства прав граждан на конституционную защиту нарушенных прав независимо от места их проживания.
Использованные источники:
1. Гаджиев Г.А. Цели, задачи и предназначение Конституционного Суда РФ // Журнал конституционного правосудия. - 2008. - № 1. - С. 10.
2. Гасанов К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека. М.: Юнити, - 2004. - С. 154.
3. Гусев А. В. К вопросу о роли основных функций органов конституционного правосудия в построении правового государства // Российский судья. - 2006. № 7. - С. 19-21.
4. Белов С.А., Кудряшова О.А. Заимствование моделей конституционного контроля в правовой системе России // Журнал конституционного правосудия. - 2012. - № 6. - С. 25-38
5. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учеб. пособие. М.: Норма, - 2005. - С. 231.
6. Витрук H.B. Цель, задачи, функции и полномочия конституционного правосудия в государствах новой демократии // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Томск, - 2003. - С. 57- 58.
7. Дегтярев С.Л. Цели и задачи судебной власти на современном этапе // Правоведение. - 2005. - № 6. - С. 99-108.
(https://elibrary.ru/item.asp?id=32452914)
(https://alley-science.ru/domains_data/files/Collection_of_journals/Pervyy%20tom%20Yanvar(%20isp).pdf) стр.435-440.