Найти тему
Бесполезные ископаемые

The Searchers: куда ушел Тони Джексон?

Оглавление

Естественно, в вечность. Важно помнить когда, откуда, и как это повлияло на звучание группы в двух шагах от заката её коммерческой карьеры.

Дело в том, что в составе «Искателей» пели все, но массовой популярностью пользовались именно те песни, где солировал голос бас-гитариста Тони Джексона. В первую очередь, Love Potion Number Nine чернокожих Clovers – запоздалая, но стильная версия в исполнении белых музыкантов нового поколения.

Песни тандема Либер и Столлер продолжали фигурировать в репертуаре британских групп на первых порах. Ту же Poison Ivy одновременно записали Dave Clark Five, Rolling Stones и Paramounts – будущий Procol Harum. Но эмблемой биг-бита стал «Любовный напиток номер девять». Причем, по обе стороны железного занавеса.

Мало-помалу материал, обкатанный в клубах и на танцплощадках, уступал место опытам собственного сочинения. В этом важном аспекте «Искатели» не отличались плодовитостью. Написанное участниками группы звучит сдержанно, негромко и, скажем прямо, не опережает время. Но последнее свойство с годами воспринимается как достоинство, скорее как дар, нежели как недостаток.

При словах «поющий басист» сразу возникает образ Пола Маккартни с его диапазоном от Yesterday до I'm Down и She's A Woman.

Тони Джексон не занимался имитацией Литтл Ричарда с таким блеском, как это умел делать его ливерпульский коллега.

The Searchers – группа слаженная, если угодно, забойная, но не крикливая.

Искать в её музыке элементы «грува» или «фанка» – занятие бессмысленное, несмотря на половину репертуара, заимствованную у черных артистов.

Убедиться в том, как бесперебойно работает механизм квартета на сцене, можно по живым записям, сделанным в Гамбурге.

Но это синхронизм «Пиратов», Dr. Feelgood и Motorhead. В плане вокала музыканты тщательно избегали пародирования звезд «Мотауна». Того же Марвина Гэя; I'll Be Doggone в интерпретации The Searchers весьма далек от взрывной версии Клиффа Беннета.

Хроническую недостачу авторских вещей компенсировало наличие четкого стиля при исполнении чужих. Особый, британский лиризм вокальных гармоний, не обязательно похожих на дуэты «Братьев Эверли», располагал к пению «Искателей» даже тех взрослых членов семей с магнитофоном, которым был чужд африканизм молодежных ритмов.

Стандарты ритм-энд-блюза с подачи Тони Джексона звучали как родные. На фоне чеканной ритм-секции и взаимодействия двух гитар солист не лез из кожи вон, оставаясь симпатичным молодым человеком в рамках приличия.

После третьей пластинки молодой человек ушел, уступив место Фрэнку Аллену. Впереди было еще два диска и шесть лет тишины, изредка нарушаемой выпуском живописных, быстро утопающих синглов.

Ударник Крис Кертис написал для альбома три песни. Две из них представляют собой эталон ритмичной лирики начала 60-х, чьи отголоски отчетливо слышны на первых дисках «Червоних гитар». Отсутствие гитарного соло в каждой из них заменяет характерный рифф. В You Wanna Make Her Happy он напоминает фразу, связующую «Мир без любви», написанный Полом Маккартни для дуэта Питер и Гордон.

If I Could Find Someone в большей степени созвучна Leave Me Be группы Zombies.  Агрессивный пессимизм и страх перед одиночеством объединяют обе эти второстепенные, но цепкие композиции.

Третий опус Криса Кертиса – Everything You Do – ближе к I Wanna Be Your Man в конце альбома With The Beatles. Это короткая, но напряженная примитива словно сыграна на одной струне. Тем не менее, при повторном освоении пластинки целиком желание услышать её еще раз опережает программу на несколько треков.

Легковесный номер под стать Goodnight Baby и Let The Good Times Roll, которую в американском издании альбома благоразумно заменили What Have They Done To The Rain Мальвины Рейнольдс.

Таким же легким росчерком, рябью на поверхности водоема, выглядит Magic Potion – остроумный ответ Берта Бакарака и Хэла Дэвида на всё тот же Love Potion Number Nine. В исполнении Searchers особую ценность представляет элемент призрачной мимолетности, утраченное, необъяснимое свойство многих песен той эпохи, которые скорее мерещились, нежели навязывали себя слушателю.

Бессвязный, но очень содержательный альбом – это своего рода антология без пробелов, и каждый номер на четвертой пластинке Searchers отсылает по нескольким адресам, существенно расширяя кругозор того, кому он достался.

Именно так мы воспринимали встречу с диском этой группы в годы дефицита. В сплошной, казалось бы, стене, возникала вполне реальная дверь в ранее недоступный мир. Дверь? Нет – люк с выходом на винтовую лестницу, ведущую на чердак или в подземелье, полное чудес.

Вот почему, лихое, словно птица-тройка, вступление Bumble Bee так дурманило мозг,  делая далекое близким.

В числе других неприметных ценностей также необходимо отметить присутствие отличной вещи Джеки Де Шеннон. Это «би-сайд» её сингла When You Walk In The Room, ставшей чуть ли не визитной карточкой для Searchers, наряду с Don’t Throw Your Love Away и Needles and Pins.

Голос Фрэнка Аллена дебютирует на первом треке пластинки, изумляющем количеством чисто ливерпульских «фишек»,  втиснутых в атмосферный моно-микс с летающим старомодным «холлом», хлопками и обязательной перекличкой «йе-йе», в которой прошлое отвечает тем, кого оно также вот-вот поглотит.

Два медленных отступления от темы завершают наш обзор пластинки, отражающей и экстаз и агонию ливерпульского владычества. Это I Don't Want To Go On Without You, мимо которой не прошли также и Moody Blues, и кантри-вальс A Tear Fell, известный в исполнении Рэя Чарльза.

Отступление от стиля состоит в наложении скрипок. Но это, поверьте, не смертельно.

Волшебство и качество  оставалось на месте. Тони Джексон ушел, но продюсер был прежний.

Какую роль во всем этом играл Тони Хэтч? Был ли он «пятым Искателем» в той же степени, в какой Джордж Мартин – «пятым битлом»? Или степень его участия в творческом процессе ограничена игрой на пианино и аранжировкой струнных?

Три вопроса в одном абзаце – явный перебор. С точки зрения вклада в мировую поп-музыку, Тони Хэтч – фигура не менее значимая, чем Джордж Мартин или Фил Спектор. Но чем прозрачней и очевидней стиль, тем сложнее разглядеть загадку его выработки и секрет долголетия.

Пианино – неотъемлемая часть оркестровки мерси-бита. Если не ошибаюсь, его не было только у Swinging Blue Jeans.

«Битлз», «Сёчерс» и «Пейсмейкерс» невообразимы без клавиш в нужном месте.

Ф-но – это фундамент таких шедевров, как Money, Not a Second Time, Where Have You Been и Sea of Heartbreak.

Если партии остальных инструментов погаснут вслед за голосами, останутся только звуки разбитого пианино в ночной пустоте дворца культуры, где тоже когда-то был ансамбль, который разучивал Love Potion Number Nine и менял басистов.

* Бесполезные Ископаемые на Радио России

-2

👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы

-3

Telegram Дзен I «Бесполезные ископаемые» VK

-4