Многие согласятся, что Советский Союз есть за что критиковать, но наверное не многие будут спорить, что именно уровень образования в Советском Союзе был очень высок.
И даже на популярную фразу: «Если в СССР все были образованные, откуда же взялись те люди, которые заряжали воду у экранов телевизора», – мне есть что ответить!
Самый простой способ сравнить советское образование с российским, это обратить внимание на количество лауреатов Нобелевской премии из СССР и из России.
Нобелевская премия – одна из наиболее престижных международных премий, ежегодно присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру, или развитие общества. Безусловно, лауреаты такой премии могут быть только в тех странах, в которых очень высокий уровень образования и возможностей для реализации своих знаний и опыта.
Так вот, за всю историю премии, лауреатами из СССР становились более 20 человек, 14 из них проживали в СССР, остальные из них были родом из СССР, имевшими советское образование, но по различным причинам эмигрировавшие из страны.
За время современной России, лауреатами Нобелевской премии становились всего 5 человек, при этом абсолютно каждый из них получал советское образование. Один из них, самый молодой лауреат на момент получения премии – Константин Новоселов, имеет российское и британское гражданство, но родился он в Нижнем Тагиле, в 1974 году.
Но кто-то может сказать, что Нобелевскими лауреатами не оценивают уровень образования в стране(хотя это закономерность).
Давайте сравним число иностранных студентов, в России и в СССР
В 1990 году число иностранных студентов в Советском Союзе достигло 126,5 тысяч, это был третий показатель в мире после США и Франции.
После распада СССР численность иностранных студентов на постсоветском пространстве резко сократилась. В 1992 году в России проходили обучение 39,4 тысяч иностранцев. С 1996 года положение начало постепенно выправляться. В 2001 году в России находились 61,4 тысяч иностранных учащихся, в 2005-м — 82,2 тысяч.
Только к 2010-2019 годам ситуация с количеством иностранных студентов стала выправляться и общее количество иностранных студентов в РФ превысило количество, которое наблюдалось в СССР, но вместо третьего места по количеству иностранных студентов в мире, Россия находится лишь на 6 месте.
Но стоит учесть, что большая часть иностранных студентов в современной России, это жители СНГ. Топ-3 стран, по количеству иностранных студентов в российских вузах, это Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. Нужно понимать, что в советское время эти студенты не считались иностранцами, а значит статистика иностранных студентов рассчитывалась без стран СНГ.
Это говорит о том, что на самом деле иностранцам не так интересно российское образование, как раньше было интересно советское образование. Сегодня большая часть иностранных студентов предпочитает США, Великобританию и Китай. Также, многие отмечают, что российские дипломы о высшем образовании, чаще всего не востребованы заграницей и люди с высшем российским образованием вынуждены переучиваться или повышать квалификацию, чтобы работать по своей специальности в Европе или в США.
О начитанности и познаниях современной российской молодежи можно судить из интервью Насти Ивлеевой, которое она давала Ксюше Собчак. Ведь Настя не смогла ответить даже на такой простой вопрос – кто автор произведения «Отцы и Дети».
Ну а теперь, что касается утверждения из начала статьи:
«Если в СССР все были образованные, откуда же взялись те люди, которые заряжали воду у экранов телевизора»
Это следствие того, что граждане Советского Союза были очень доверчивыми людьми. Никто не обучал граждан подвергать критике всю получаемую информацию, ведь это могло привести к тому, что у людей появится больше вопросов и к партии и в отношении политической системы в общем. В СССР людей не учили критическому мышлению, вот поэтому в 90х, доверчивые граждане и воду заряжали у экранов и в МММ несли все свои деньги.
Это я считаю самым главным пробелом в советском образовании! Современное западное образование учит своих студентов критическому мышлению и призывает отстаивать свою точку зрения, копать и искать доказательства в поддержку своих теорий. В СССР, а позднее и в России не позволяли школьникам и студентам подвергать критике получаемую информацию(особенно в вопросах истории)!
Кстати, в прошлом «зарядку воды у экранов ТВ» действительно можно было объяснить определенным пробелом в обучении и в воспитании. А чем объяснить то, когда в современной России миллионы граждан несут свои деньги в пирамиды или на покупку различных «Марафонов желаний», которые не дают ничего, кроме обогащения своим авторам? Высоким уровнем образования?
Постоянные мои читатели прекрасно знают, что я периодически пишу и о серьезных минусах общественного и политического строя при СССР, также я не избегаю критики того времени. Но я стараюсь объективно подходить ко всему и не смешивать все в одну кучу. Что касается советского образования, то в свое время оно объективно было одним из лучших в мире.
Что касается современного российского образования, то оно далеко не лучшее!