В 1855 году написано очень красивое стихотворение в жанре пейзажной лирики. Описанное здесь время года не определено.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.
Сначала поговорим о непонятных вещах
Почему зарница теплится "голубым и зеленым огнем"? Не странно ли это? Конечно, можно было бы понять такую деталь как намек на молнии... Однако, во-первых, на небе вроде как нет туч - даже легкие золотые "облака разлетелись как дым". А во-вторых, для Фета вообще характерно наделять какие-либо явления природы иди даже давать портретные характеристики (в некоторых стихотворениях) неправдоподобными, странными оттенками. В одном его стихотворении ("Еще весны душистой нега..") щечки у "степной красавицы" горят "сизым" румянцем (это серо-дымчатый). Вот как это понять? ))
Вот и здесь зарница теплится "голубым и зеленым огнем". Это говорит о большой оригинальности и субъективности, нарочитой нелогичности его восприятия, что в который раз сближает Фета с художниками модернизма. Здесь абсолютная свобода от логики, правдоподобия, здесь полное царство субъективных чувств художника. Он решил добавить голубых и зеленых красок, ну так он чувствует!
А вообще-то можно понять и так: без всяких молний голубые и зеленые тона вполне естественны на вечернем небе, но не на самой заре, а вокруг нее. Зарница же бросает на эти области особенно яркий свет, отсюда и впечатление, что эти голубые и зеленые цвета сами становятся яркими огнями.
Затем, нам может быть интересно, что именно такое "прозвучало, прозвенело, прокатилось, засветилось" в первом четверостишии? Первая вполне естественная версия, которая приходит в голову - это гроза. Один лишний балл в пользу тех, кто видит молнии в "голубых и зеленых огнях". Это действительно похоже на правду. Хотя можно увидеть и намек на некое дыхание самой природы, дыхание самого вечера, которое разносится в округе, которое имеет свое особое звучание, свой особый свет для поэта. Здесь каждый может понимать так, как ему ближе, потому что поэзия Фета, строящаяся на субъективных впечатлениях и ассоциациях, оставляет нам полную свободу для разных интерпретаций.
Ну и еще одна вещь в стихотворении, которая может вызвать легкое непонимание сегодня - это редкое слово "лука" ( означает дугообразный поворот реки, дороги, береговой линии). "Луками убегает на запад река". Кстати, скорее всего,именно отсюда пошло слово лукавство, лукавый, лукавить, поскольку в древнерусском слово означало не только изгиб, залив, но еще и хитрость, коварство (изгиб ума, в переносном значении). Но мы отвлеклись.
Художественные средства
сравнения: облака горели "золотыми каймами", зарница теплится "огнем"
метафоры: "Луками убегает на запад река" (а "луками" в данном случае не сравнение и не метафора, а лишь обстоятельство образа действия, поскольку слово "луки" здесь не имеет образности и употреблено в прямом значении).
олицетворения: вздохи дня, дыханье ночное, роща немая
грамматический параллелизм: Прозвучало... - Прозвенело... - Прокатилось... - Засветилось....
Художественные особенности
Все стихотворение об изменениях, которые происходят в природе. Поэт с наслаждением созерцает их и передает эту радость нам.
Облака погорели "золотыми каймами", но уже разлетелись "как дым" и от них не осталось следа. Еще недавно было лишь что-то неясное, но вот уже ярко теплится вечерняя заря.
Природа предстает перед нами не как картина или даже серия картин, а как постоянно текущее действие. Причем эти непрестанные волшебные изменения и завораживают поэта больше всего. Это не просто живопись словом, это красота, фильмованная словесными средствами.