Сегодня я хочу поделиться с коллегами разработкой мотивационного внеклассного мероприятия под необычным названием «Тик-ток урок». Так же хочу познакомить родителей школьников с методикой, которую можно использовать в домашней педагогике для повышения мотивации и дополнительной разрядке ребенка при подготовке сложных тем по любым предметам.
В моей прошлой статье проскальзывала мысль о том, что к детям, которые учатся в средних классах в нынешних 20-х годах XXI века, нужен особый подход. Они имеют дело с совершенно иными интерфейсами, нежели дети, рожденные в начале нулевых. Если поколению выпускников 2021 года не требовалось развивать навыки работы с компьютерной мышью, а несколько пятиклассников в 2013-2014 учебном году уже в сентябре владели «слепым» десятипальцевым вводом текста, то нынешние семиклассники с тревогой смотрят на полуяйцеобразный агрегат с двумя кнопками, связанный шнуром с огромной железной коробкой. А эта железная байда, как утверждает учитель и есть компьютер.
Это всё конечно шутки и юмор, но на полном серьёзе попадаются дети, которые в глаза не видели стационарных компьютеров и ноутбуков. Выяснил, что они имели дело с XBox, PlayStation, Nintendo, планшетами, смартфонами, Apple TV, всем чем угодно, но не с компьютерами. Именно поэтому из нового стандарта исчез не только термин «ЭВМ», там нет даже термина «компьютер». Есть «ИКТ-средства»! Некоторым родители к 10-12 годам дважды поменяли смартфон и они прекрасно ориентируются как в Android так и в iOS.
А вот с классическим персональным компьютером как-то не сложилось из-за отсутствия задач, которые можно было бы решить только на нём. Пришла мысль, а как же проектная деятельность в начальной школе с красочными презентациями? А это за них делали родители вероятно.
Конечно в будущем, в их профессиональной деятельности, вероятнее всего будет необходимость пользоваться персональным компьютером, поэтому надо научить. Но если раньше компьютер сам по себе выступал мотивационным фактором, то сейчас приходится убеждать детей в актуальности таких «анахронических» технологий. Ведь любая их примитивная задача на раз решается на телефоне. Всё, от написания и редактирования текстов, до подготовки презентаций и монтирования видео, делается с помощью свайпов по экрану. UX-дизайнерами продуманы такие нюансы интерфейсов, которые позволяют максимально уменьшить лишние движения, упростить до предела общение пользователя с программой и устройством. Там где с помощью мыши мы выполняем целый каскад действий, мобильная операционная система и программа сами анализируют наши хотелки и подправляют и додумывают наши действия. Можно сравнить с механической и автоматической коробками передач: первая дает больший контроль транспортного средства, вторая - простоту и удобство управления. Однако современные автомобильные «мозги» позволяют автоматически контролировать ситуацию на дороге и смысла в использовании механики для обычного владельца городского транспортного средства становится все меньше и меньше.
Однако без сомнения для профессиональных целей компьютеры подходят больше и позволяют намного эффективнее решать профессиональные задачи. И чтобы это стало понятнее детям, необходимо поставить перед ними такие задачи, которые позволили бы провести сравнение возможностей мобильных и классических интерфейсов.
Но все-таки это не является главнейшей целью . Главное - это конечно же основное образование, а ИКТ-средства всего-лишь инструменты для развития метаумений. И глупо было бы при этом не использовать тот опыт, который значительно превышает наш. Таким образом мы убиваем двух зайцев: усложняем задачу так, чтобы качественная ее реализация была трудновыполнима при использовании только мобильного устройства (не самое важное), заставляем настолько погрузиться в тему, чтобы знать все ее нюансы и иметь возможность структурировать, упорядочивать, упрощать и вписывать в жесткие временные рамки (самое важное).
В качестве известного всем детям инструмента-сервиса возьмем TikTok.
Представляю разработку мероприятия «Тик-ток урок».
Примерное положение мотивационного внеклассного мероприятия по информатике
Конкурс «Тик-ток урок».
Цель: повысить мотивацию школьников для глубокого усвоения нового материала
Задачи:
1) изменить отношение учащихся к сложной теме с необходимости ее изучения ради оценки на необходимость погружения в нее для производства качественного контента, то есть в соответствии с принципом деятельности, ребенок должен прийти к новому знанию используя его в качестве вспомогательного «инструмента»;
2) в соответствии с принципами непрерывности и вариативности, предоставить школьникам возможность работы с информацией в жестких временных и содержательных рамках, продумать логичность и последовательность, скомбинировать различные этапы подачи контента, приветствовать неклассические подходы;
3) приветствовать максимальную ориентированность на творческий подход, исключить сухое, скучное изложение;
4) снять стресс и дискомфорт неизбежно возникающий при изучении новой темы, особенно если она ключевая, если от нее зависит дальнейший учебный процесс.
Время на реализацию мероприятия: 45 мин.
Участники: учащиеся 7 классов (уверен, что подойдет и для 8-9 классов)
Описание.
Разработчики сервиса TikTok определили строгие стандарты контента, публикуемого пользователями. Системой установлено разрешение видео, допустимое к публикации, и стандарт, устанавливающий длительность каждой публикации.
Формат видео: mp4, mov.
Подходящее разрешение видео – 1080 пикселей по горизонтали и 1920 по вертикали.
Оптимальный и наиболее комфортный для восприятия формат – вертикальный.
Минимальная длина видео в Тик Ток записи, которую можно разместить в приложении — 15 секунд, максимальная - три минуты Превышающий это значение объем система предложит разделить на несколько частей. Для того, чтобы снять юмористической ролик 15 секунд вполне достаточно, но сколько надо времени для записи урока, объясняющего термин, теорему или даже целую тему урока? 20, 30, 45 минут? Зависит от сложности?
Не так давно максимальная длина ролика составляла 1 минуту и этого было достаточно для множества творческих идей. Давайте возьмем три темы по информатике, физике и математике и попробуем объяснить их в рамках строгих правил популярнейшей социальной сети.
Задание.
Снять видеоролик для мобильного устройства, в котором объясняется одна из предложенных тем по одному из вышеуказанных предметов (приложение 1). Участники должны разработать сценарий, произвести видеосъемку, выполнить монтаж видео, добавить необходимые видео- и аудиоэффекты. Можно использовать любое программное обеспечение, которое позволит реализовать поставленную задачу.
Требования к формату медиаматериала.
- ролик должен быть снят на мобильный телефон;
- итоговый формат видео: mp4, mov;
- расположение изображения – вертикальное;
- ограничение по времени – 58 секунд;
- качество видеоизображения и звука должно быть приемлемое для понимания содержания;
- ограничение по ускорению видео – 1,5.
Требования к контенту медиаматериала.
- ролик должен отражать содержание темы одного из трех выбранных предметов – информатика, физика, математика;
- в видео должны быть обязательно рассмотрены ключевые этапы выбранной темы;
- приветствуется применение визуальных и аудиальных эффектов;
- видеоматериал должен быть авторским, то есть должен быть снят участником или участниками творческой группы самостоятельно;
- допускается использование неавторского материала, нарезками длиной до 3 сек;
- аудиоматериал (звуковые эффекты и музыка) должен быть лицензионно чистым, например можно использовать библиотеку Youtube, треки, с лицензией позволяющей неограниченное использование медиаконтента.
- количество действующих в кадре лиц не ограничено;
- не допустимо привлекать к участию в съемке учителей соответствующих теме предметов;
- не допускается использование нецензурной лексики;
- видео не должно содержать сцены грубости и насилия;
- видео не должно содержать сцены употребления алкоголя, табака, наркотических средств.
Видеоролики могут быть отклонены от участия в конкурсе в следующих случаях:
- видео не соответствует тематике конкурса;
- видео не соответствует требованиям к формату медиаматериала;
- видео не соответствует требованиям к контенту медиаматериала;
- обнаружено несоблюдение авторских прав и/или плагиата.
Критерии оценивания работ и баллы:
- Работа соответствует теме конкурса: 0-2
- Все ключевые этапы темы раскрыты: 0-5
- Работа содержит только авторский видео- и аудиоматериал: 0-2
- Работа содержит уместные видео- и аудиоэффекты, которые украшают и дополняют содержание видеоролика: 0-5
- Работа содержит позитивные, юмористические моменты, улучшающие восприятие темы у зрителя: 0-5
Предметы и возможные темы:
Информатика – «Дискретное представление информации».
Физика – «Строение вещества. Молекулы».
Математика – «Степень числа».
*Дополнение. Коллеги, позвольте мне не расписывать УУД :)
Информация для родителей.
В домашних условиях таким образом можно готовиться в важным проверочным и контрольным работам. Думаю очевидно, что это снимет стресс, настроит на более позитивный лад, в процессе работы над роликом(ми), ребенок вынужден будет погрузиться в тему достаточно глубоко. Наверняка потребуется совместная работа нескольких человек, а это дополнительная взаимная мотивация и отработка навыков взаимодействия в команде. Приветствуйте экспериментирование! Не боритесь с Тик-током, а возглавьте! Если развернуть эксперименты в нужное русло, пользы будет намного больше, чем проблем.