Во многих, если не во всех, странах мира образованию уделяется огромное значение. И дело не в закоренелых убеждениях, что, без хорошего образования не будет хорошей работы, а без хорошей работы – хорошей жизни. Хотя, конечно же, подобные суждения еще остались в головах людей, воспитанных Советским Союзом и его догмами. Вопрос в том, что образование расширяет кругозор, открывает перед человеком разумным совершенно новые грани его возможностей, помогает определиться с тем, чем он хочется заниматься в жизни.
Не говоря уже о том, что качественное разноплановое образование позволяет получить квалификацию, от которой во многом зависит и место в обществе. Вероятно, именно поэтому образование требует таких значительных денежных вложений: ты в буквальном смысле финансируешь в собственное будущее, а на этом экономить как-то не принято...
В Южной Корее, как и во многих других развитых странах, образование стоит «во главе угла», и здесь оно играет важную роль не только в будущей карьере, но и в становлении человека как личности. Для южнокорейского традиционного общества важно, чтобы человек был образован и успешен, ведь это значит, что семья может им гордиться. А, как мы помним, семейные узы для корейцев – наиважнейшая из ценностей.
Наибольшим приоритетом во всех учебных заведениях Южной Кореи, неважно, средняя это школа или университет, пользуются такие предметы, как математика, корейский и английский языки, науки об обществе, программирование (или информатика) и так далее. А вот физической культуре должного внимания не уделяется, поскольку корейские власти не считают ее образовательным предметом. У многих школ даже отсутствует спортивный инвентарь, не говоря уж о каком-либо учебном плане!
И, конечно же, стоит отметить тот факт, что Южная Корея была первой страной, обеспечившей высокоскоростной доступ к Интернету во всех образовательных учреждениях, что, конечно же, осовременило процесс обучения.
Учебный год в южнокорейских учебных заведениях, как правило, поделен на два семестра. Первый начинается в марте и заканчивается в середине июля; второй начинается в последних числах августа и заканчивается в середине февраля. Летние каникулы длятся с конца июля до конца августа, а зимние - с декабря и до первых чисел февраля. Помимо этого, существует короткий период выходных, который длится с середины до конца февраля. Что тут скажешь, несмотря на свое трудолюбие, отдохнуть корейцы тоже не прочь!
Начальная школа
Начальную школу в Южной Корее называют «чходын хаккё», что в переводе, в общем-то, и означает «начальная школа». Однако до 1996 года название было другим и звучало как «гукмин хаккё» - «гражданская школа». Правительство Южной Корее сознательно пошло на этот шаг, дабы восстановить национальную гордость страны. «Гукмин хаккё» - это сокращение от «хвангуксинминый хаккё», а в переводе эта фраза означала «школа имперских предметов». Такое громкое название сохранилось еще с тех времен, когда Корея находилась под контролем имперской Японии, поэтому изменить его было вопросом принципиальным.
Посещать начальную школу юные корейцы начинают с 7 лет и остаются там до 13: конечно же, прерываясь на каникулы. В список основных изучаемых предметов входят корейский и другие языки, математика, науки об обществе, изобразительное искусство и музыка. Обычно, и в этом наблюдается некая схожесть с нашими, русскими школами, все эти предметы ведет один преподаватель и, как правило, это классный руководитель. Хотя, конечно же, некоторые дисциплины, такие как иностранные языки или, скажем, музыку могут вести и другие педагоги.
По окончании учебного года всех учеников ожидают экзамены. И, кстати, примечательный факт, что переход из класса в класс, из начальной школы в среднюю и так далее, не определяется результатами сдачи экзаменов. Приоритетом считается возраст ученика. Мол, не может 13-летний лоб больше сидеть в младшей школе, значит, пора двигаться дальше, и совершенно неважно, какие у него отметки.
Помимо общественных начальных школ, в Корее очень распространенной является практика открытия частных школ. Учебная программа в них соответствует государственной, но само обучение проводится на чуть более высоком уровне. На каждый предмет приходится отдельный преподаватель, классы не большие, а значит, и занятия максимально приближены к индивидуальным.
Конечно, и требования в частных школах выше, но они обязательно дадут свои плоды... в будущем. И, вероятно, частные начальные школы имели бы все шансы стать явлением повсеместным, если бы не высокая стоимость обучения. Да, за хорошее образование нужно и платить соответствующе.
Средняя школа
По-корейски средняя школа называется «чунхакё», что в переводе означает «средняя школа», и в ней всего 3 класса. Большинство учеников переходят среднюю школу в возрасте 12 лет, и к 15 они уже готовы двигаться дальше по образовательной лестнице. Средняя школа чуть более требовательна к ученикам, нежели начальная: оно и понятно – подростки, здесь нельзя иначе.
Утвержденная форма одежды, строгие требования к прическам, макияжу и в принципе внешнему виду – все это регулируется в рамках средней школы, где ученики проводят большую часть дня. Они по-прежнему находятся в одной учебной аудитории, однако каждый предмет закреплен за конкретным преподавателем, который переходит из класса в класс.
Это правило работает для большинства предметов, но, конечно же, есть дисциплины, такие как химия, физика или, скажем, физкультура, для которых обустроены отдельные аудитории/залы, куда ученики ходят сами.
И тут надо отметить, что учитель у юных корейцев – не просто человек, удерживающий их в школе и пытающихся вдолбить в головы совершенно ненужную информацию. Учитель – это безусловный авторитет, наставник, старший товарищ и друг. Учитель не просто преподает предмет, а помогает советами, подсказывает молодому поколению, как найти свое место в жизни, учит уважению и смирению. Для жителей Южной Кореи – личность учителя, преподавателя, практически священна, и профессия эта пользуется большим уважением, и считается престижной.
Учебный день в средней школе рассчитан на 6 основных уроков, однако перед ними частенько появляется, так называемый, «нулевой» 30-минутный урок, а после – седьмой, специализированный. Это тематическое занятие, которое зависит от выбранного учеником предмета. Длятся уроки, как и у нас, 45 минут.
В отличие высших учебных заведений, образовательный план не сильно варьируется от одной средней школы к другой. Основу учебной программы составляет математика, корейский и английский языки, также ряд точных наук. В качестве дополнительных предметов чаще всего отдается предпочтение изобразительному искусству, физической культуре, истории, ханче (китайской иероглифике), этике, ведению домашней экономики и урокам компьютерной грамотности.
Как и в начальной, в средней школе ученики переходят из класса в класс вне зависимости от их успеваемости, а оценки начинают играть хоть какую-то роль лишь на последнем году обучения в средней школе, поскольку влияют на возможность поступления в ВУЗ. Причем, это касается лишь тех учеников, кто хочет сделать научную, а не профессиональную техническую карьеру. В остальных же случаях оценки – это просто еще одна возможность порадовать или огорчить родителей, и не более.
Высшая школа
По-корейски высшую школу называют «кодынхаккё» и поступают в нее в возрасте 17 лет. Обучение тоже длится всего 3 года, поэтому выпускаются из нее 19-летние, пышущие здоровьем и энергией, молодые парни и девушки, со жгучим желанием добиться в жизни определенных успехов. Любопытным моментом является то, что высшая школа в Южной Корее – не единоличная образовательная единица. Высших школ может быть множество, поскольку делятся они в соответствии со специализацией.
Так, например, существуют «научные» высшие школы (Science high school), высшие школы изучения иностранных языков и искусствоведческие высшие школы. Все они, конечно же, требуют для поступления сдачи вполне конкретных и практически всегда очень сложных экзаменов. Зато будущий ученик сможет получать информацию по выбранному направлению в полном объеме, не отвлекаясь на общеобразовательные предметы.
Также высшие школы делятся на общественные и частные, но, надо признать, что какой-то конкретной специальности они дают, а скорее готовят к поступлению в колледж. Такие своеобразные подготовительные курсы, обязательные к посещению.
Расписание в высшей школе, мягко говоря, напряженное, и для учащихся считается нормальным возвращаться домой глубокой ночью. Учебная программа состоит из порядка 11 предметов, и для многих является не просто сложной, но по-настоящему изматывающей. Поэтому и имеет место быть такое явление, как самообразование. То есть, учащиеся игнорируют некоторые дисциплины, уделяя больше внимания тому, что для них важнее и актуальнее. Но уже самостоятельно.
Так же, по причине высокой интенсивности обучения в общественных высших школах, многие студенты отдают предпочтение частным академиям, называемым «хагвонами», дабы ко всему прочему еще и приумножить свои академические знания. В перечень основных предметов в академиях входят корейский и английский языки, математика, а также различные общественные и естественные науки.
Важно отметить, что уровень преподавания тех или иных предметов может варьироваться в зависимости от учебного заведения. И, кстати, обучение в высшей школе не является обязательным и требуется лишь тем, кто желает учиться дальше и поступить в колледж. Те, кто не планирует делать мощную научную карьеру, после окончания, скажем, средней школы, могут запросто поступить в профессиональные училища, которые специализируются в области технологии, агрикультуры или финансов.
Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой Instagram, где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii