Это третий пост из цикла «Пишем книгу». Сначала мы решили, зачем это нужно («Пишем книгу. Начало»). Затем определились с темой книги («Пишем книгу (2). О чём»).
Настало время определить, для кого пишется книга, кто будет её читать. (И при чём здесь сорокалетний москвич).
Зачем нужен «портрет читателя»
Во-первых, зная читателя, можно сразу правильнее ориентировать книгу на его запросы. Например, не стоит ориентироваться на интересы школьников, если книга должна быть интересна взрослым людям, самостоятельно инвестирующим свои деньги.
Во-вторых, хорошо представляя себе читателя, можно выбрать подходящий язык. Согласитесь, одно дело писать для школьников старших классов, и совсем другое – для аудитории с высшим образованием и студентов.
В-третьих, когда книга выйдет из печати, станет легче информировать о ней читателей. Потому что будет намного яснее, в каких соцсетях читатели обитают, что они читают или смотрят. Например, книгу, адресованную взрослой мужской аудитории, было бы, наверное, абсурдно рекламировать или пиарить в блогах о женской косметике.
Сужаем круг
Начинающий автор может решить, что его книгу должно адресовать «широкой читательской аудитории», то есть, почти всем.
Это несколько наивно, ведь около трети умеющих читать книги-то как раз и не читают. Среди оставшихся многие читают только художественную литературу и не читают нон-фикшн (литературу не художественную). Другими словами, читательская аудитория гораздо скромнее, чем начинающий автор может подумать.
Чтобы всё это ясно представить, полезно пойти путём постепенного сужения целевой аудитории. Например, из читателей литературы нон-фикшн вычленить читающих книги по экономике, а внутри этой группы - читающих книги по макроэкономике.
То же самое можно отобразить в другом виде.
В идеале, конечно, хорошо бы получить количественную оценку числа потенциальных читателей. Для чего тоже есть своя метода.
Отталкиваться от книг-аналогов
Отвечаем на вопрос: читатели каких уже поступивших в продажу книг могли бы заинтересоваться и моей книгой? Вот несколько книг на близкие темы:
- М. Хазин «Воспоминания о будущем»
- С. Гуриев «Мифы экономики»
- А. Мовчан, А. Митров «ПрОклятые экономики»
- Д. Потапенко «Теория экономического потрясения»
Что даёт издателю такой список? Во-первых, издатели уже знают тиражи этих книг, и это помогает им оценить потенциальный объём продаж моей книги.
Во-вторых, становится яснее целевая аудитория и возможные каналы коммуникации с читателями.
Можно толковать аудиторию и расширительно. Ведь потенциально моей книгой могут заинтересоваться и читатели таких книг, как «Чёрный лебедь» Нассима Талеба или «Почему одни страны богатые, а другие бедные» (Аджемоглу, Робинсон).
Портрет читателя
На курсах как писать нон-фикшн книги, где я сейчас учусь, подчёркивают важность создания «портрета» читателя, чтобы постоянно его представлять во время написания книги. Можно даже найти подходящую под этот «портрет» фотографию и повесить на видном месте, чтобы образ читателя был более реальным.
Мне нарисовать портрет моего читателя легче, потому что часть необходимой информации я могу получить из своего канала «М2» в «Яндекс.Дзен» и из своего телеграм-канала «М2».
Яндекс.Дзен выдаёт демографические характеристики подписчиков (пол, возраст) и географию расположения читателей (город, регион, страна).
В Телеграме я сам задал вопросы своим подписчикам и получил от них ответы на некоторые дополнительные вопросы, например, об уровне образования.
Получился следующий портрет моего типичного читателя:
Это:
- 1) мужчина,
- 2) в возрасте около 43 лет,
- 3) с высшим образованием,
- 4) проживающий в России (чаще всего - в Москве).
Такой портрет «проявился» из статистики (см. приложение).
Интересно, что на запрос «москвич 40 лет» Яндекс выдал мне картинки типа этой:
Что же, будем искать другое подходящее фото москвича в возрасте около 40 лет ☺
Кстати, если у вас есть идея насчёт такого фото, то присылайте ссылку или фото в комментариях.
Целевые группы читателей
Наконец, можно просто попробовать описать те группы читателей, которым теоретически могла бы быть интересна книга. Вот что у меня получилось.
- Инвесторы, использующие макроэкономический анализ для поиска точек выхода в кэш или перебалансировки инвестиционного портфеля.
- Люди, интересующиеся экономическими загадками и парадоксами (например, феноменом роста экономики в условиях гиперинфляции).
- Люди, изучающие макроэкономику.
- «Технократы», ищущие в экономике такие же понятные закономерности, как в математике или физике.
- Предприниматели, которые хотели бы понять, расширять ли им в данный момент свой бизнес - или лучше пока повременить, а то и, наоборот, ужиматься.
- Работники банковской сферы
- Специалисты аналитических подразделений крупных компаний
- Чиновники ЦБ, Минфина и других органов экономической власти, формирующие макроэкономическую политику.
- Широкий круг читателей, интересующихся извечными вопросами «как государство богатеет» (… и чем живёт, и почему не нужно золота [долларов] ему, когда простой продукт [свой Центробанк] имеет)».
- Люди, покупающие книги, ставшие «модными», must read. Вывести книгу на этот уровень и, соответственно, выйти на такую аудиторию – это сверхзадача.
_____
Вот такой в итоге получился взгляд на читателя с разных сторон.
P.S.
Вы лично попадаете под это описание? Что я упустил в портрете читателя? Как вы как думаете, для каких читателей мне лучше писать?
Пишите, пожалуйста, в комментариях.
Статистическое приложение
Использована статистика моего блога в "Яндекс.Дзен" и результаты опросов в моём телеграм-канале "М2"
Пол
Преобладают мужчины (87-90%).
Возраст
96% читателей – старше 25 лет (больше всего от 35 до 44 лет).
Страна
Россия (93-98%)
Регион
Москва и Московская область (30%)
В пяти регионах живёт более половины читателей: Москва с областью, Санкт-Петербург с областью, Татарстан, Свердловская область, Краснодарский край.
Города
Москва и Санкт-Петербург лидируют.
В крупных городах (от 500 тыс. и более) живут 77% читателей.
Образование
У подавляющей части читателей (более 88%) высшее образование.
В том числе 20% имеют не один диплом, 5% - кандидаты наук, 1% - доктора наук.
(конец статистического приложения)
P.S.
Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР
Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.
___
Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм
Телеграм : https://t.me/m2econ
Дзен : https://zen.yandex.ru/m2econ
Подписывайтесь!
Буду благодарен вам за лайки и комментарии