Практически все приморские производители перешли на маркировку молока.
Затраты на зарубежное оборудование, дополнительный персонал для работы в системе «Честный знак», а также остальные издержки, связанные с логистикой и упаковкой, заставят компании поднять цены на молоко, сыры и сметану на 20%.
Канал "Босфор Восточный" разбирался, как молокопроизводители Приморья осилили этот маркировочный этап, и почему молоко и сметану без маркировки сегодня тоже можно покупать.
Маркировка нужна брендам
Пилотный проект, который дал старт маркировке молочной продукции, был запущен 15 июля 2019 года и продолжался до 31 декабря 2020 года. С 1 июня 2021 года маркировка становится обязательной для категорий «мороженое» и «сыры». С 1 сентября - для молочных изделий сроком годности более 40 дней. С 1 декабря 2021 года маркировка становится повсеместной для молочных продуктов сроком годности менее 40 дней. Появляется обязанность фиксировать выбытие маркированной продукции через кассы. По мнению инициаторов проекта, маркировка борется с фальсификатом на рынке.
ЦРПТ (оператор маркировки) называет Приморье лидером молочной маркировки на Дальнем Востоке, в нашем крае находится большее количество молочных заводов и фермерских хозяйств. К настоящему времени к «Честному ЗНАКу» присоединилось 1308 компаний нашего края, в том числе 41 производитель.
Лидеры среди производителей Приморского края по вводу кодов маркировки в оборот: ООО "Фабрика мороженого", ООО "Хорольский молочный завод", ООО "Провиант", ООО "Арсеньевский молочный комбинат" и АО Гормолокозавод "Артемовский".
Приморье держится в лидерах по количеству поголовья дойных коров в ДФО. Сегодня в Приморье число буренок достигло 30,4 тысяч. К слову, в 1987 году поголовье коров в нашем крае составляло 155,5 тыс. особей.
Собственного молока с тех пор, конечно, стало поменьше. Хотя зримо на прилавках с разными пакетами и бутылками пастеризированного молока царит настоящее изобилие, чем это было в советское время.
Хотя цифры надоев очень скромные. В первом полугодии 2021 года приморским частным хозяйствам и крупным фермам удалось надоить 63 тысячи тонн молока. Из них – в сельхозорганизациях надоено почти 20 тысяч тонн, в крестьянско-фермерских хозяйствах – 12,4 тысячи тонн, т. е. 5,5 тонн молока на одну корову в год .
Наш край действительно при всей положительной динамике последних лет в общероссийских масштабах не кажется таким уж молочным. По оценкам директора Центра изучения молочного рынка Михаила Мищенко, в этом году в России произведут 21 млн тонн сырого молока .
Специализированный сайт производителей молочной продукции dairynew.ru предлагает собственную статистику . Так, последние три года с 2018 по 2020 год включительно в Приморье хозяйства разных форм собственности производили 35-39 тыс. тонн молока в год, а потребность в молоке у приморцев на уровне 109,4-132 тонны в год.
Сегодня молочная маркировка происходит одновременно маркировкой с газированной минеральной водой. Во время "пилота" к ней присоединились гиганты индустрии. Как в случае с "Ессентуками" и другим минеральными водами Кавказа маркировка позволила производителям защитить свой бренд. На местах фермеры и молокозаводы долго просили повременить с маркировкой, запуск удалось отложить лишь для крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) до 1 декабря 2022 года. А пока все супермаркеты и обычные магазины должны принимать у фермеров продукцию как и раньше, без Data-matrix кодов.
Маркировка за миллионы
С точки зрения директора Арсеньевского молочного комбината Юрия Минкина, маркировка в первую очередь предназначена для осуществления полного контроля налоговой службы и других органов за количеством выпускаемой продукции, и не ставит заслон молочному суррогату. «Эта система в первую очередь служит защите авторских прав производителей. Все остальное, что содержится в Data-matrix коде (той самой марке) – номинальная, декларативная информация, которую и так на этикетке указывает производитель, теперь он ее дублирует в «Честном знаке». Поэтому при маркировке особой разницы обыватель не почувствует. Это все равно, что вы возьмете лист стали и будете рассматривать электронный документ о составе сплава. Вам все равно будет необходимо открыть справочник, а также сделать спектральный анализ. Также вы не поймете, насколько качественно предлагаемое вам молоко", - считает Юрий Минкин.
«Наш завод заказал весь комплекс для маркировки и программное обеспечение в конце апреля этого года, а получил лишь в конце ноября. Конечно, можно приобрести оборудование маркировки и за 200 тыс. рублей. Но хороший зарубежный лазерный принтер может стоить 3 млн рублей, и без управляющей станции стоимостью 2,5 млн рублей он работать не будет. Должна быть еще камера, которая считывает цифровые марки с продукции и отправляет информацию в «Честный знак», запуская товар в реализацию. Если даже на качественном продукте будет код, на котором смазана краска, он не будет считан, и товар не попадет в реализацию. В этом случае даже качественные молоко или сметана банально пропадут. И в этом случае действительно важно, сколько стоит принтер, если он дешевый, то процент брака Data-matrix - кода значительно выше. Поэтому сегодня молокозавод или ферма должны отчетливо понимать, что без хорошего дорогостоящего IT-шника и оборудования им не обойтись», - убежден Юрий Минкин.
Наш собеседник рассказывает, что во время своего приезда из Москвы в Приморье в этом году представители «Честного знака» озвучивали среднюю стоимость нанесения Data-Matrix-кода на пачку молока, в среднем по России она равна 98 копеек. Однако надо понимать, что менее 20% отечественных компаний производят 80% молочной продукции, и для них - гигантов рынка - соотношение стоимости оборудования к объемам производства позволяет держать затраты в пределах одного рубля. «Для нас, маленьких заводов и ферм, цена нанесения цифрового кода (мы наносим его на специальные стикеры, а часто клеим вручную на единицу продукции) обходится около четырех рублей. Кроме того, сегодня на молокопроизводителей как и весь бизнес влияет рост транспортных расходов. Из-за скачка цен на газ увеличилась цена пластика, гофротара подросла в цене на 20 до 50%. Теперь, чтобы повысить рентабельность производств, то оптовую цену на молоко надо поднимать на 20%, а на другие молочные продукты и на все 40%», - резюмирует Юрий Минкин.
Маркировка с отбраковкой
Управляющий директор Артемовского городского молокозавода Олег Назарьев рассказал, что первый платеж по контракту на поставку зарубежного оборудования для маркировки в сумме 8 млн рублей был перечислены еще в августе. Второй платеж, который покроет стоимость всего технологического комплекса для маркировки и программного обеспечения, составит 20,5 млн руб.
«Мы также стали заложниками транспортно-контейнерного коллапса, так что последнюю партию оборудования завод получил лишь 27 ноября, его стали незамедлительно монтировать и приступать к маркировке молока. Процесс наладки до конца не завершен, и специалисты все еще здесь. На практике сразу появились проблемы, не все нанесенные коды от «Честного знака» считываются, в итоге 5% продукции идет в утилизацию. Качественное молоко мы уже не можем перелить в другой макет, и оно отбраковывается. Столкнулись и с другими тратами: расходники на картриджи нашего оборудования для маркировки заканчиваются через 1,5 дня. Один картридж стоит $150. Выходит, теперь нам необходимо закупать картриджи целыми контейнерами. А как работать без соответствующего оборудования наш коллектив оценил с 1 сентября этого года: все сотрудники как один, в том числе я, выходили на дополнительные смены для маркировки плавленых сыров. Скажу, что маркировка 40 тыс. упаковок – занятие нелегкое», - замечает глава Артемовского молокозавода.
«Станет ли маркировка препоной» для некачественного или "вечного молока"? Всем сообществом честных молокопроизводителей мы надеялись, что у производителей молочного суррогата начнутся проблемы еще в период внедрения ФГИС "Меркурий", но даже он не повлиял. А "Честный знак" и вовсе не отвечает за качество сырья, он касается только готовой продукции на выходе», - рассуждает Олег Назарьев.
На Хорольском молокозаводе сказали, что начали маркировать молочную продукцию еще в середине ноября. Все вопросы с поставщиками германского оборудования для маркировки удается решать оперативно. Однако с затратами по 98 копеек на бутылку молока, которая прибавляет маркировка, здесь не согласны. Ведь сам Data-matrix- код стоит 60 копеек, плюс стикер, плюс расходный материал для принтера, и возросшие трудозатраты сотрудников на линии. Поэтому маркировка для одного пакета молока обходится никак не меньше двух рублей. На Хорольском молокозаводе обращаться к типографиям для печати кодов на упаковке смысла не видят. Термоусадочную упаковку компания заказывает в Китае, как там рабочие отнесутся к своим обязанностям, неизвестно, поэтому пока Data-matrix коды наносят на крышки своего молока на самом заводе в Хороле. Здесь также пожаловались на 10-15% рост стоимости расходных материалов для упаковки молока и контейнерный кризис.
Фермеры наготове
Руслан Олар - фермер, чье крестьянское хозяйство находится в деревне Устиновка, по сути, он единственный, чье молоко в Кавалеровском районе имеет соответствующие сертификаты. Следующее подобное хозяйство лишь в деревне Уборка у Эдварда Акопяна. «Сегодня закон пока позволяет нам работать без маркировки, поэтому пока присматриваемся. Зимой надои небольшие, поэтому отвозим по 30-40 литров молока ежедневно в районную больницу по договору. Думаю, что маркировка для нас не станет дорогим удовольствием, молока у нас не так много, ставить оборудование на огромные линии выпуска товара не надо», - надеется Руслан Олар.
Несмотря на то, что крестьянско-фермерским хозяйствам дана отсрочка по маркировке молочной продукции «Заречное» (Уссурийск) решили оборудование приобрести, и как говорится, обкатать на практике. Заведующая производством Алла Максименко, рассказала, что монтаж техники должен был состояться еще 14 ноября, в связи со сложной ситуацией по коронавирусу у поставщика его отложили. Поэтому как работать без маркировки с крупными продуктовыми ретейлерами здесь тоже теперь знают. Как раз в недавний снегопад многие магазины сети «Реми» отказались брать немаркированную продукцию у хозяйства. Некоторые директора не вникли в нюансы законодательства, пришлось разворачивать машины полные молока и сметаны. Молоко и сметана «Заречное» нашли места в других торговых точках, и проблема с «Реми» улажена, но в подобные ситуации больше попадать не хотелось бы. Теперь всем водителям фермерского хозяйства раздали соответствующие приказы Правительства РФ на случай возникающих вопросов.
Кстати, именно наша землячка Алла Максименко оказалась инициатором идеи о продлении срока маркировки для КФХ в Приморье. Весной во время приезда представителей ЦРПТ она свозила их на фермы, показала, что наши сельские производства не только находятся вдали от крупных поселений, но и мобильная связь, интернет там не всегда должного качества.
Этикетки на сметану и молоко в «Заречном» тоже заказывают в Китае и доверять цифровые метки нашим соседям пока не спешат. Клеить самостоятельно на линии, где бутылка молока идет одна за другой, трудно. Нужен отдельный штат сотрудников. Общие затраты на технику в фермерском хозяйстве уже встали в пять миллионов рублей, пришлось взять кредит. Теперь надо понять, сколько Data-Matrix-кодов надо заказывать, на месяц или полгода вперед. Объемы продукции могут возрастать или, напротив, уменьшаться, и лишне коды пропадут.
Екатерина Чувакова, бухгалтер по производству сыров «Соло» (ООО «Провиант») замечает, что маркировать сыры собственного производства начали с 1 июня 2021 года. Оборудование для производства, что находится в селе Алексей-Никольское Уссурийского района, заказали еще в марте, и оно пришло в срок. Поставщиков удалось найти в Москве, it-специалисты специально приезжали в Приморье и на Сахалин для установки техники. На Дальнем Востоке подобные компании найти не удалось. Производственная линия для маркировки встала в два миллиона рублей, но пока удается наносить Data-matrix коды вручную. Товар весовой, партии не крупные, коллектив справляется, но затраты, конечно, возросли. На этой же линии с 1 декабря нынешнего года начали маркировать йогурт и козье молоко.
«Считывать данные с цифровых кодов и заносить их в систему «Честный знак» нам удается без сложностей. В технической поддержке «Честного Знака» также быстро отвечают на вопросы. Скоро будем обновлять программное обеспечение и в своих розничных точках. Нет проблем и с отправкой отчетов. Во время технических работ действительно не удается распечатать и получить цифровые коды, но подобное случается лишь в выходные дни», - делится своими наблюдениями о работе в системе молочной маркировки Екатерина Чувакова.