Найти тему

Про задачи 1 класса по порядку.

Я уже писала про задачи вида " У Маши 3 куклы, а у Светы на 1 куклу больше. Сколько кукол у Светы?". Надо бы подробно разобрать задачи вида:

1) У Миши 5 яблок, а у Пети на 2 меньше. Сколько яблок у Пети?

2) У Толи 7 яблок, а у Серёжи на 2 яблока меньше. Сколько яблок у мальчиков всего?

Но начну несколько издалека: сначала расскажу, как учитель отрабатывает понятия "больше", "меньше", "столько же".

Что такое любое число? Это количественная характеристика множества предметов. Мы видим какое-то множество, пересчитываем предметы, из которых оно состоит, получаем количественную характеристику. Сравнивая числа, по сути мы сравниваем множества предметов. Когда мы видим, что есть 2 множества с одинаковым количеством предметов, то мы с детьми употребляем выражение "столько же ". Например, в кабинете все стулья заняты детьми, ни одного свободного. В таком случае мы обращаем внимание, что стульев СТОЛЬКО ЖЕ, сколько детей.

Таким образом, мы подходим к приёму сравнения- соединять парами предметы из разных множеств.

На данной картинке одному квадратику пары среди кружков не хватило.
На данной картинке одному квадратику пары среди кружков не хватило.

Соответственно, сказать, что квадратов и кружков поровну ( столько же), мы не можем. Но зато наглядно показано, что квадратов столько же, сколько и кружков, да ещё сверху 1. Вывод: квадратов на 1 БОЛЬШЕ.

Постепенно это умение сравнивать парами переходит в навык. Если малыш ( тут речь пойдёт о дошкольнике) считать толком не научился, то соединяя парами предметы на картинках, всегда ответит на вопросы: чего больше (меньше)? на сколько?

Ребёнок возьмёт ручку и соединит каждую ягодку с бананом.
Ребёнок возьмёт ручку и соединит каждую ягодку с бананом.

Важно разъяснить маленькому ученику, что один предмет из одного множества можно соединять только с одним предметом из другого множества.

Когда понятия "больше ", "меньше ", "столько же " проработаны с детьми, переходим на следующий уровень: если ягодок, например, меньше, чем бананов, то как поступить, чтобы сделать их поровну?

Обязательно учитываем оба варианта: или подрисовать ягодку, или зачеркнуть банан.

Или, наоборот, предметов одинаковое количество в обоих множествах. Как сделать, чтобы в одном множестве их стало меньше?

Мы зачёркиваем тогда хотя бы 1 предмет в одном из множеств.

Если вернуться к задаче про Мишу и Петю, то зачеркнём 2 предмета, соответственно.

Это переход к задаче вида: У Миши 5 яблок, а у Пети на 2 яблока меньше. Сколько яблок у Пети?
Это переход к задаче вида: У Миши 5 яблок, а у Пети на 2 яблока меньше. Сколько яблок у Пети?

Ведь, решая задачи, где в каком-либо множестве предметов МЕНЬШЕ НА по сравнению с другим множеством, мы по сути уменьшаем это множество. Если мы сравниваем множество яблок Миши с множеством яблок Пети, зная при этом, что у Пети на 2 меньше, то поступаем так: рисуем 5 яблок Миши, потом зачёркиваем 2 ( уменьшаем на 2) и получаем число 3- столько яблок у Пети.

Краткая запись задачи:

У Миши- 5 яб.

У Пети-? яб., на 2 яб.<

А решение выглядит так:

5-2=3 (яб.)- у Пети.

Ответ: 3 яблока.

Если остались вопросы, буду рада на них ответить.

В следующей статье речь пойдёт о составных задачах 1 класса.