Приветствую вас, господа и дамы! Наконец-то я готов ответить на вопрос, нередко возникающий в комментариях - сможет ли случайно оказавшийся в кабине пассажир посадить пассажирский самолет?
Итак, у нас имеется подопытный - некий тип по имени Паштет. Паштет - пилот малой авиации, пилот-любитель. Опыт пока не очень большой, но уже освоил Цессну 172 и Текнам Р2002. Уточню: "освоил" - это значит спокойно на них летает как КВС, а вообще он опробовал уже больше десятка типов легких самолетов. На мой взгляд - идеальный кандидат. С одной стороны - если справится он, то можно сделать вывод, что профессиональный пилот тоже справится с "не своим" типом. С другой - если он не справится, значит у простого пассажира шансов тем более нет. Этот момент - разницу между пилотом не c AIRBUS и простым пассажиром - я попробую отдельно прокомментировать.
И еще - Паша не был предупрежден о предстоящей операции, все вышло очень спонтанно (но все были трезвые!). То есть заранее к А320 он готов не был. И о предстоящем эксперименте он был предупрежден уже в кабине тренажера:
- Павлик, в кабине ты один. Разберешься со связью - будут подсказки. Нет - извини. Рейс в Мадрид, но самолет только-только залез на эшелон. Удачи!
Действие первое. Паштет и кабина.
Вот представьте, летит такой Паша с семьей в отпуск на новеньком А320 и вдруг... К нему подходит бортпроводница и говорит:
- Молодой человек, а вы, случайно, не пилот? Я просто слышала как вы соседям рассказывали...
- Да, - отвечает Паштет, - а что случилось?
- Вы понимаете... Наши пилоты... Они... Оба внезапно тяжело заболели... И только вы можете спасти нас всех!
- Ого!
И Павлик идет в кабину. А там и вправду - никого. Пилоты уже лежат и стонут в бизнес-классе. Ну, что делать, нужно устраиваться поудобнее и приступать к спасению себя и всех остальных пассажиров заодно.
(Кстати, почувствуйте себя на месте Паштетам- вот вам кабина А320, предоставленная производителем самолета, которую можно повертеть и рассмотреть: https://ccntservice.airbus.com/apps/cockpits/a320/).
Итак, Павел садится на место КВС. И первым делом он понимает, что ему в этой кабине неудобно. Ноги не достают до педалей, а руки до Sidestick-а (боковая ручка управления, если по русски) и РУД (рукоятки управления двигателями). Но эта беда не велика - регулировки кресла принципиально не отличаются от автомобильных - вперед-назад, выше-ниже, наклон спинки и т.д.
Но вот незадача - сел Паштет, как ему показалось, удобно, но только не совсем правильно. Все дело в том, что точка в которой должны быть глаза пилота на А320 строго регламентирована - для этого на центральной стойке есть два (три, но третий для ВП) шарика. И при правильной посадке белый должен полностью скрыться.
Соответственно, регулировка по длине (вперед-назад) тут происходит так: если ножки не достают до педалей - двигаем педали, а не ножки (потому что к ножкам приделана попа, к ней туловище, к нему шея, а к ней голова, в которой находятся глаза - а их место в пространстве должно быть неизменно). И еще - Паше даже в голову не пришло отрегулировать левый подлокотник (который перед его сайдстиком).
А ведь от того насколько удобно на нем лежит рука зависит и точность пилотирования. Предплечье должно находиться в полном расслаблении и блаженстве - тогда мы будем легко и непринужденно управлять самолетом одной кистью - очень точными и плавными движениями.
(На мой взгляд, тут разницы между пилотом и простым пассажиром особо не наблюдается - если человек водил машину, то он справится с регулировкой кресла. Странно конечно, что Павел не стал регулировать педали - в авиации это обыденность. А тонкости с шариками и регулировкой подлокотника это чисто арбузная заморочка, если о ней не знать, то вряд ли догадается даже профессиональный пилот В737.)
Теперь время осмотреться (на эту тему моя старая статья - Заглянем в кабину Airbus А320?). Сайдстик - это понятно, РУДы с педалями тоже - примерно то же самое есть на любом самолете. Приборы: PFD - основной пилотажный дисплей, там авиагоризонт, скорость, высота, вертикальная скорость и курс, ND - навигация, EWD - параметры двигателей. Для пилота летающего со "стеклянной кабиной" на Цессне 172 тут все в принципе знакомо, разница есть, но она не настолько велика, чтобы возникло непонимание.
FCU - панель управления автопилотом на козырьке - тоже несложно догадаться что это такое. Но тут он морщится - там отображается только высота, вместо заданных скорости и курса - прочерки. Почему так - непонятно, ведь на PFD и ND на соответствующих шкалах явно есть заданные значения. Закрылки - справа от РУД, спойлеры - слева. Шасси - рычаг на панели приборов. Все как у всех, ничего сложного для пилота... Если не забывать, что с уборкой выпуском шасси до этого вживую дела Паштет не имел.
(А вот тут отличие пилота и пассажира заметно - то что у пилота вопросов не вызывает, пассажиру может быть непонятно. Совсем непонятно, абсолютно непонятно. Но, разумеется, все зависит от конкретного человека. Например, очевидно что симмер, постоянно летающий именно на А320, справится тут лучше не только пилота легкомоторки, но даже пилота с В737.)
Действие второе. Паштет и радиосвязь.
Как действующий пилот наш Павлик знает прекрасно - в любой непонятной ситуации доложи на землю. Поэтому сразу после осмотра кабины и неудачной (но он об этом еще не знает) регулировки кресла он начинает битву за связь. Ну как начинает... Просто громко говорит в пространство:
- Мэйдей, мэйдей, мэйдей! У нас проблема - оба пилота тяжело заболели, требуется медицинская помощь, в кабине пассажир.
А сам оборачивается к нам и смотрит. Нет, дружок, не угадал. Если бы радиосвязь работала так - все пилоты бы давно уволились. Ни начальство в кабине пообсуждать, ни матом поругаться... Чтобы тебя на земле услышали, нужно нажать кнопку передачи. Как и на Цессне, кстати, ничего нового у нас не придумано. Как опытный парень, он догадывается, что кнопка эта должна быть на сайдстике, но там кнопка красная - вряд ли это оно. Красные кнопки вообще лучше не нажимать, если точно не знаешь что они делают. Вторую такую же кнопку он нашел на РУД. И еще на сайдстике есть курок. Похоже? Пробует:
- Мэйдей, мэйдей, мэйдей! Оба пилота не работоспособны, требуется медицинская помощь, в кабине пассажир.
А в ответ опять тишина. Паша обернулся с немым вопросом - то ли нажал? Нажал именно то, но вот есть еще одна проблема... Но тут он и сам сообразил - раз на текущей частоте ему никто не ответил - значит нужно воспользоваться какой-то другой. После недолгих поисков Павел нашел панель радиосвязи, выставил крутилками частоту 121,5 и догадался как сделать ее рабочей.
Все-таки он пилот и знает, что это аварийная частота, которую всегда слушают.
- Мэйдей, мэйдей, мэйдей! Оба пилота не работоспособны, требуется медицинская помощь, в кабине пассажир.
- Принял. Назовите номер рейса и что планируете делать?
- Эээ, ну предположим Аэрофлот 1426. Возврат в Шереметьево. Я пилот малой авиации. Нужно векторение. И медицинская помощь после посадки. Пилотам.
- Аэрофлот 1426, вправо курс 070 градусов, сохраняйте FL 330.
- Курс 0-7-0, сохраняю текущую высоту.
(Как мне кажется, пассажир срежется именно на этом этапе - просто не сообразит, что наличие устойчивой связи с землей это уже большая половина успеха. Тем более он не знает принципа работы радиосвязи и действующих частот. Пилот же, практически любой, с этим этапом должен справиться.)
Действие третье. Паштет и автопилот.
Услышав про новый курс, Павлик догадался не отключать автопилот и рулить вручную, а таки воспользоваться его помощью. Для этого он нашел на FCU крутилку под надписью HDG (Heading - курс) и чуть ее крутнул.
Волшебным образом прочерки при этом сменились цифрами. Тогда он накрутил там 070, но ничего не произошло. Тогда Паша немного подумал и нажал на нее! И цифры опять сменились на прочерки. "Вот же подлый самолет!" - читалось в этот момент на его лице.
- Аэрофлот 1426, у меня как-то не очень работает автопилот. Он не хочет лететь заданным курсом.
- Аэрофлот 1426, простите, а это как? Забастовка у него или он у вас пароль запрашивает? (Ну невозможно удержаться, да...)
- Нет, я ручку кручу - цифры появляются в окошке, но он курс не меняет. А когда я на нее нажимаю - опять прочерки, а курс он все равно не меняет.
- Аэрофлот 1426, все ясно. Попробуйте ради разнообразия эту ручку на себя потянуть. И уясните логику: нажали ручку от себя- отдали управление параметром компьютеру, потянули на себя - забрали его себе, самолет будет стремиться выдержать то, что вы перед этим накрутили.
И, внезапно, после того как Паша снова накрутил курс и потянул на себя рукоятку самолет сам начал разворот. Одновременно с этим погас красный кружочек справа от цифры 070, а на PFD маленькая надпись NAV сменилась на HDG (но Пашка этого не заметил), то есть самолет теперь начал выдерживать не тот курс, который запрограммирован заранее (маршрут в Мадрид), а тот, что пилот вручную накрутил на задатчике.
- Аэрофлот 1426, снижайтесь до FL 200.
- Понял, снижаюсь до FL 200.
С этим справиться несложно, верно? Накручиваем на задатчике высоты (ручка под надписью ALT) 20 000 футов и нажимаем на эту ручку. При этом также гаснет кружок справа от цифры, но Паша и этого не замечает. А суть этого явления все та же - автопилот переходит на выдерживание вручную заданного параметра.
(А вот тут все зависит от прохождения предыдущего этапа. При наличии связи объяснить человеку что именно крутить и как правильно это сделать - несложно. А любой пилот связь установить должен. Если связи нет? Ну не знаю. Разве что этот пасссажир крутой симмер. Но почему тогда он не справился с радио?)
Получилось как-то длинно, вместо простого описания эксперимента выходит какой-то ликбез. Поэтому придется разбить на две части. Продолжение следует...