Найти в Дзене
Галерея «ГРОСart»

Авангард как объект мифологии

О, засмейтесь, смехачи! Велимир Хлебников. Заклятие смехом Три современных художника – три точки зрения – встретились на территории русского авангарда. Художники разные. Каждый пришел туда со своей стороны. Чем их привлек авангард? Или встреча оказалась случайной? Ответ на эти вопросы мог бы стать объяснением (и оправданием) выставочного проекта, состоявшегося в Пермской художественной галерее. Отметим сразу – трех художников объединил русский авангард. Их интерес закономерен – авангард давно стал не только классикой, но и мерой современности, игнорировать которые невозможно. Естественно, что авангард разнообразно интерпретируют. Интерпретация – один из связующих факторов выставки, ее стержень. В коллекции фигурок Николая Ватагина – почти все главные авангардисты. Они предстают в виде игрушек. Собственно, они и есть игрушки, которые продаются на ярмарках среди матрешек и кошечек-копилок. Такой подход оправдан и даже «историчен». Хорошо известно, что авангардисты любили народное искусс

Андрей Сарабьянов

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Велимир Хлебников. Заклятие смехом

Три современных художника – три точки зрения – встретились на территории русского авангарда. Художники разные. Каждый пришел туда со своей стороны. Чем их привлек авангард? Или встреча оказалась случайной?

Ответ на эти вопросы мог бы стать объяснением (и оправданием) выставочного проекта, состоявшегося в Пермской художественной галерее.

Отметим сразу – трех художников объединил русский авангард.

Их интерес закономерен – авангард давно стал не только классикой, но и мерой современности, игнорировать которые невозможно. Естественно, что авангард разнообразно интерпретируют. Интерпретация – один из связующих факторов выставки, ее стержень.

В коллекции фигурок Николая Ватагина – почти все главные авангардисты. Они предстают в виде игрушек. Собственно, они и есть игрушки, которые продаются на ярмарках среди матрешек и кошечек-копилок. Такой подход оправдан и даже «историчен». Хорошо известно, что авангардисты любили народное искусство, подражали народным мастерам, ремесленникам. Некоторые художники (Ларионов, Кандинский) коллекционировали их произведения – покупали на рынках, базарах, ярмарках.

В ватагинских фигурках есть особая привлекательность народного искусства. Они трогательны в своей наивности и простоте. В них есть, конечно, доля портретности, но они узнаваемы лишь в границах той условности, которая позволяет им оставаться и портретами, и куклами одновременно. Уместными оказываются и авторские комментарии к портретам, иногда спорные, но говорящие о «близком знакомстве» с моделями.

Ватагин. Кандинский.
Ватагин. Кандинский.
Ватагин. Машков и Кончаловский.
Ватагин. Машков и Кончаловский.
Ватагин. Лентулов.
Ватагин. Лентулов.

В далекие 1910-е годы Давид Бурлюк, на пике своей футуристической известности, заказал в специальном бюро все статьи, заметки и карикатуры, где фигурировало его имя. Бурлюку стали доставлять сотни вырезок, в которых зло и безапелляционно «громили» не только его самого, но и весь «футуризм». Издевательствам не было предела, а понимание сути явления полностью отсутствовало. Бурлюк не сердился, а, напротив, радовался такой «популярности».

Комикс «Рождение авангарда» Георгия Литичевского мог бы украсить коллекцию вырезок Давида Бурлюка.

На двадцати двух листах – веселая история событий от Маяковского и Бурлюка до Малевича и Хармса. При всей условности и схематичности – ошибок нет. Более того, отдельные детали выдают углубленность автора в происходившие более ста лет назад события. Даже юмористическая теория рождения лучизма из сломанных солнечных лучей «Победы над Солнцем» выглядит правдоподобно и могла бы стать темой научного доклада.

Комикс «Рождение авангарда» Георгий Литичевский.
Комикс «Рождение авангарда» Георгий Литичевский.
Комикс «Рождение авангарда» Георгий Литичевский.
Комикс «Рождение авангарда» Георгий Литичевский.
Комикс «Рождение авангарда» Георгий Литичевский.
Комикс «Рождение авангарда» Георгий Литичевский.

Работы Вячеслава Колейчука – выдающегося мастера кинетического искусства – располагаются в стилевых координатах русского авангарда. Тут нет места стилизации и все очень серьезно. Особенно серьезна и принципиальна его постмодернистская перекличка с Малевичем и Татлиным. Перекличка соревновательная, а не подражательная.

Колейчук на татлиновском уровне обращается с материалом. Он идеально владеет и сложной формой («Мебиус» и «Невозможный объект»), и простыми вилками-ложками. Это умение роднит его с «отцом конструктивизма», который строил сложные трехмерные контррельефы, а также делал простые деревянные лавки и придумывал рабочую одежду.

Так говорят современные художники. «Столпы русского авангарда» молчат. Скажем от их имени: «Мы создали авангард. Разрешаем его мифологизацию, переосмысление в самых разных аспектах, в том числе юмористическом. Это нам нравится и свидетельствует о преемственности с вашим временем и полнейшей укорененности нашего искусства в русской и мировой культуре».

Колейчук. Мебиус.
Колейчук. Мебиус.
Колейчук. Композиция.
Колейчук. Композиция.
Колейчук. Музей Авангарда.
Колейчук. Музей Авангарда.