Здравствуйте, уважаемые читатели!!
Вероятно многие из вас слышали о том, что сейчас практически у всех авто на юбки поршней наносят специальное антифрикционное покрытие. Интересно, зачем оно вообще нужно, раньше этого не делали, и двигатели служили очень долго. А еще интересно, что данное покрытие у кого-то сохраняется даже на пробеге 250 000 километров, а у кого-то стирается уже на пробеге 50 000 километров. Почему так происходит, мы тоже рассмотрим в этой статье.
Итак, поршень это очень теплонагруженный элемент. Причем верхняя его часть нагревается больше, чем нижняя. Так же поршни испытывают сильные перепады температур. Не многие знают, что поршень имеет бочку образную форму, а идеально ровная только верхняя его часть. В совокупности это делает поршень очень сложной деталью, так как очень сложно просчитать его тепловое расширение.
Вы, вероятно, знаете, что при движении вверх вниз, в крайних точках поршень немного отклоняется влево - вправо, так как шатун тянет его не строго вниз, а не много в сторону. В итоге юбка поршня начинает задевать поверхность цилиндра. Когда ДВС сильно изношен, поршень начинает раскачиваться сильно, появляется посторонний звонкий металлический звук, масложор и потеря тяги. Такой ДВС только капиталить.
Особенно сильно поршень отклоняется влево – вправо, когда мотор холодный, по мере прогрева его тепловые зазоры приходят в норму и зазоры минимизируются. Поэтому, давать нагрузку непрогретому ДВС очень вредно, это приводит к перекосу маслосьемных колес. Они начинают плохо снимать масло, что может привести к повреждению как цилиндров, так и поршня.
Чтобы достичь минимальных тепловых зазоров, обработка поршней и цилиндров должна быть просто идеальной. Но, этого достичь очень сложно и дорого. Вы должны знать, что массовое производство никак не подразумевает ювелирной точности при изготовлении деталей. Это просто было бы невыгодно. Да и ДВС служили бы куда дольше, а кому это нужно?
Но, в любом случае производителю нужно чтобы ДВС работали как минимум свою гарантию, поэтому зазоры должны быть приемлемыми. А чтобы сделать их идеальными, придумали наносить данный состав на поршни. Покрытие на поршни наносят достаточно толстым слоем. Таким образом, можно создать практически нулевой зазор между поршнем и стенкой цилиндра. В итоге, это позволяет мягкому покрытию на поршне изнашиваться по форме далеко не идеального цилиндра. Таким образом, компенсируется недостаток механической обработки деталей.
Мы получаем уменьшение шума от перекладок поршня, продлевается его срок службы и не только его. Улучшается герметичность цилиндров. Ресурс ДВС возрастает. Итак, зачем нужно данное покрытие, вы теперь знаете. Но, почему же у кого-то оно очень быстро стирается, что повышает уровень шума при работе ДВС. приводит к масложору и так далее?
Покрытие стирается только тогда, когда возникает режим граничного трения. То есть, происходит контакт поршня и цилиндра при разрыве масляной пленки. Такое может происходит при перекладке поршня на холодную, под нагрузкой. Когда еще тепловые зазоры не пришли в норму.
Так же это может происходить, если произошел перегрев цилиндров. Современные алюминиевые ДВС так сильно теплонагруженны, что часто они просто «плывут», теряют свою форму и поршни начинают оставлять задиры и конечно стирается покрытие. Геометрия часто нарушается из-за слишком высоких нагрузок, плохого масла, антифриза.
Многим людям интересно, а как раскоксовка влияет на это покрытие, не смывает ли оно его? Хорошая раскоксовка не должна его смывать. Димексид точно смывает. Поэтому использовать его нужно с крайней осторожностью.
Покрытие стало нужно потому, что всё конструктивно усложняется, повышается теплонагруженность и еще много факторов. Раньше ДВС работали и без него, но сейчас, на современных ДВС это плохо скажется на ресурсе.