Диплом - это квинтэссенция обучения. Вы потратили 4-5-6 лет жизни на изучение множества предметов и вот она, важная вершина! Впереди - выбор темы, изучение теории, #исследования, оформление работы и выступление перед теми, кто старательно вкладывал знания в Вашу голову.
При подготовке часто возникают #проблемы.
- Во-первых, при обучении мы больше "впитываем", чем "излучаем". Да, есть курсовые работы, исследования, практики - но их мало (по моему мнению - очень мало, катастрофически).
- Во-вторых, проблемы с дипломом возникают из-за нашей тревожности - много методических требований, хочется сделать работу идеально, вложить душу.
- В-третьих, мы пишем #диплом впервые в жизни. А всё, что делается впервые, делается с трудом.
- И, в четвертых, если у технарей диплом - в основном расчеты (много формул и цифр), то у гуманитариев - поле для творчества, сразу и не сообразить, с чего начать.
Чтобы облегчить это важное дело, поделюсь несколькими важными принципами, которые я вывел за свою 20-летнюю практику.
"На минуточку" - у меня три высших образования (инженерное, психологическое и экономическое), а на момент написания этой статьи неоконченное MBA (master of business administration). Также, периодически веду дипломников с интересными мне темами. Думаю, я разбираюсь в данной теме.
---------------------------------------------------------------------------
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ ДИПЛОМА
Тут у Вас два пути:
- Взять простую тему.
- Взять тему для души.
Простая тема скучна для преподавателя, но по ней довольно много информации, понятно, как делать исследования и т.д. Сложность - достижение необходимого уровня уникальности (60-70%).
Тема для души интересна, у Вас будет желание сидеть ночами, изучать различные аспекты. Кроме того, научнику будет интересно Вам помогать, а комиссия, даже если и поиздевается для приличия, всё равно поставит хорошую отметку. Сложность - мало материалов, многое лишь в платном доступе (или на английском), структуру надо выстраивать самостоятельно. Также, есть риск, что упрётесь в тупик (когда нет идей, инструментов, информации и т.д.).
Вывод: если нужна #оценка - берите простую тему. Хотите развития, планируете дальнейшую научную работу - работайте по интересу.
-----------------------------
2. КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ НАЗВАНИЕ
Лучше всего, чтобы из названия был понятен и предмет, и объект исследования, и место работы.
Важно избежать слишком широкой темы, вроде "Исследование человеческого счастья". Слишком сужать тоже не надо - для темы "Исследование психологических отличий восприятия кофе у переученных и непереученных левшей в Нижней Боровке" Вам может не хватить левшей. Кроме того, они могут не пить кофе.
Советую слишком не углубляться в определения "объект", "предмет" и т.д. Вообще, на эту тему надо отдельную статью - либо читайте методичку, обычно в ней подробно описано.
Вот Вам универсальный пример названия:
"Формирование познавательной мотивации старшеклассников к учебному процессу на примере МБОУ СОШ №20"
Чем оно хорошо?
1. Есть объект (кого изучать) исследования - старшеклассники.
2. Есть предмет (что у них изучать) - формирование познавательной мотивации к учебному процессу.
3. Есть поле для исследования - МБОУ СОШ №20 (название взял просто так). Тут же Вы проходите практику и изучаете у них всё, что надо.
4. Выборка подходящая - Вы можете взять всех старшеклассников (9-11 класс), можете взять только 9-е классы. Можете в одном классе сделать эксперимент, а второй сделаете контрольной группой.
Будьте готовы, что научник скорректирует название. Даже если тема сформулирована идеально, это чисто психологический момент - преподавателю важно ощущать, что он участвует в работе.
-----------------------------
3. СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ЧАСТИ
Всё довольно просто. "По классике" основная часть делится на 3 главы:
1 ГЛАВА - ТЕОРИЯ
В данной главе может быть 2-3 части.
Как правило, в первой части Вы исследуете теоретические представления о Вашей теме (из нашего примера - всё о познавательной мотивации, в т.ч. у старшеклассников).
Во второй части - особенности теоретических представлений относительно Вашего объекта исследования (т.е. познавательная мотивация старшеклассников именно к учебному предмету).
В третьей части, если она есть, может быть обзор статистики, исследований и прочего по Вашей теме.
И вывод - в нём Вы резюмируете основные мысли первой главы (как правило, это 2-3 предложения).
Вывод, вообще. должен быть в каждой главе. Все эти выводы Вы используете для заключения к диплому.
2 ГЛАВА - ИССЛЕДОВАНИЕ, ПРАКТИКА
Мне проще разбивать эту главу на три части (а в некоторых уч.заведениях такая разбивка входит в метод.требования):
1. Констатирующий эксперимент
Здесь Вы описываете Ваше учреждение, приводите краткую информацию о методах диагностики того, что исследуете. И проводите диагностику. На выходе - группы с разными уровнями, возможно, даже будет корреляция одного свойства с другим (например, высокие окажутся умнее низких - но это ещё ничего не значит).
2. Формирующий эксперимент
Здесь Вы делите "подопытных" на две группы. С одной группой (экспериментальной) проводите опыты, другую группу (контрольную) не трогаете. Здесь у Вас будут методы развития, программы всякие и т.д. Хорошо, если умеете делать красивые диаграммы и цветные таблички - грамотный продуманный "визуалЪ" радует даже умудрённых старцев.
3. Контрольный эксперимент
Скучная исследовательская работа. На данном этапе Вы опять всех подопытных тестируете (диагностируете), как и в констатирующем эксперименте. Если всё сделали хорошо, то:
- в контрольной группе результаты изменятся чуть-чуть и хаотично,
- в экспериментальной - много и планомерно.
В общем, вспомните советский мультик про двух крысок...
А чтобы не возникли сомненья и придирки, мы возьмём и поменяем на клетках бирки...
Вывод - Ваши методы работают, результаты - на Х процентов круче, чем в контрольной группе, живущей самостоятельно.
3 ГЛАВА - РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРОГРАММА
Ваши исследования и труды не должны быть напрасными. Представьте миру творение, которое выведет на новый уровень науку и практику!!!
Здесь я рекомендую делать 2 раздела (можно 3). Количество разделов - по количеству участников "процесса".
Например, для любой учебной темы можно выделить три стороны - педагог, родитель, ребенок. Для сферы услуг, две - клиент и тот, кто услугу оказывает. И т.д.
Как показывает практика, двух сторон вполне достаточно - незачем раздувать главу. Кроме того, для трёх и более сторон может быть сложновато найти информацию и разработать детальные грамотные рекомендации.
-----------------------------
4. ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Это важные блоки диплома, которые читают чаще всего.
В введении Вы объясняете, что Ваша тема важна (очень важна). Следует тщательно продумать предмет, объект, гипотезу и методы исследования.
В заключении Вы резюмируете всю работу (здесь пригодятся выводы каждой главы), добавляете, что тема не исследована полностью и приводите пару-тройку потенциально важных направлений проработки.
Литература включает немного учебников, немного официальных документов учреждения, в котором Вы проводили практику. И много монографий, научных статей, сайтов с официальными данными и прочего. Во многих институтах есть правило - вся литература не старше 5 лет (и это реально напрягает).
-----------------------------
5. ВНЕ ДИПЛОМА
Вне диплома у Вас будет:
- презентация,
- текст выступления,
- раздаточный материал для комиссии (опционально),
- #защитадиплома
Здесь важно всё - и продуманные данные, и краткость/понятность изложения и хороший визуал. Если эту работу сделать на отлично, то и проблем не возникнет.
Конечно, следует отрепетировать выступление, приготовить ответы на возможные вопросы и "комплименты" на возможные уколы от педагогов. Когда диплом хороший, а защитник слова не может сказать или начинает заносчиво спорить - это плохо.
-----------------------------