Мы знаем замечательный альбом рисунков Ю.П. Спегальского "По Пскову XVII века". Через столетия этот талантливый человек видел улицы, дома родного и горячо любимого города. Он хотел многое возродить, сохранившееся поддержать. Многое из того, что он мечтал сделать, ему не удалось. Над этим работают наши современники.
Думаю, интересно оценить, опираясь на работу Юрия Павловича, что из XVII века и в каком состоянии смотрит сейчас на нас. Что-то да, восстанавливается. Что-то, увы, умирает. Посмотрим.
ПЛАВУЧИЙ МОСТ
Дороги, которые вели в Псков с запада, сходились к Плавучему мосту через реку Великую. На другом берегу раскинулся город. С Плавучего моста в него входили через Власьевские ворота в четырехугольной Власьевской башне. Высокая крепостная стена влево от башни - западная стена Довмонтова города. Дальше за ней видны часть укреплений Кремля, верхушки Троицкого собора и его колокольни.
Теперь практически на этом месте – Ольгинский мост:
ВЛАСЬЕВСКИЕ ВОРОТА
Из под затемненных ворот Власьевской башни открывалось широкое, сверкающее светом пространство площади Старого торга. У самых ворот, налево - каменная караульня, за ней - церковь Власия, направо - бывший княжий, позднее государев, казенный двор. Вдали виден Пушечный шатер с крутой тесовой крышей.
ПУШЕЧНЫЙ ШАТЕР
Под его защитой на обширном деревянном помосте хранилась тяжелая псковская артиллерия: пищали Медведь, Трескотуха и другие. Был на этой площади, у стены Довмонтова города, и другой шатер, где хранились мелкие орудия. Направо, вблизи церкви Василия, видна часть Приказных палат.
Справа от него видна стена Приказных палат.
На снимке ниже видно, что почти на этом месте построен много раз обруганный кинотеатр "Октябрь". Этот старенький снимок привожу для убедительности: справа желтым отмечена как раз стена Приказных палат, а в центре видна Власьевская башня:
ПРИКАЗНЫЕ ПАЛАТЫ
Это административное здание (1693-1695) с высокой крутой тесовой крышей на четыре ската, затейливо украшенной, и со слуховыми окнами в виде больших "бочек" луковицеобразного очертания. Поставленное на самом видном месте южной стороны Довмонтова города, оно поддерживало всю композицию площади своими монументально пластичными формами.
ДОВМОНТОВ ГОРОД
Площадь его 13 500 кв.м. Исследовано около 9 000. В IX-XIII веках здесь был городской посад. Эта, позднее окруженная стенами, территория появилась как дополнительная защита Крома.
В XIV веке сюда был перенесен административный центр, и в летописях впервые появляется название "Довмонтов город". В XV-XVI веках на его территории насчитывалось 17 церквей. За следующее столетие многие из них были снесены.
В 1953-1978 годах на территории Довмонтова города работала археологическая экспедиция Эрмитажа под началом Г. Л. Гроздилова и В. Д. Белецкого. Древние фундаменты были выведены на поверхность и законсервированы.
Первоначально здесь был посад. У стены Крома жили ремесленники. Интересно, что в начале работы экспедиции посреди Довмонтова города Белецким был раскрыт горн X века, в котором выплавлялась болотная руда. Рядом с горном лежали крицы – продукт ее первоначальной обработки.
ВХОД В КРОМ (ТЕМНЫЕ ВОРОТА)
В Кром проходили через ворота в стене детинца, которую псковичи называли Перши (Перси). Эта стена имела решающее значение в системе обороны Пскова. От Довмонтова города ее отделял глубокий ров с перекинутыми через него мостами. Внутрь детинца попадали не сразу: из одних ворот входили сначала в охабень - узкий, длинный, зажатый с двух сторон высокими каменными стенами, с нависшими сверху бревенчатыми боевыми настилами коридор, ведущий до других ворот.
ТРОИЦКИЙ СОБОР
После сумрачной щели охабня (захаба) неожиданно открывалось залитое ярким светом широкое пространство торжественной Вечевой площади. На правой ее стороне вздымался сверкающий золотыми куполами величественный Троицкий собор, построенный в самый расцвет самобытной псковской церковной архитектуры (1367). В соборе хранились все реликвии города: мечи его князей - Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, древние грамоты Пскова, печати и государственная казна.
Подробнее об истории Храма здесь: Псков – "Дом Святой Троицы"
НИЖНИЕ РЕШЕТКИ
У слияния Псковы с Великой были устроены Нижние решетки, где под сводами, прорезавшими толщу крепостной стены, между дубовыми, окованными железом бревнами опускных решеток бурлила и пенилась вода Псковы.
Упоминание о строительстве первых Нижних водобежных решеток встречается в Псковской 1-й и 3-й летописях под 7046 г. – при переводе на современное летоисчисление – 1538 г.:
«… Того же лета присла князь великий Фрязина во Псков и повелел ему стену делать на устье реки Псковы, деревянную стену через реку… и двое ворот с решётками нарядили…».
В 1631 г. – уже после переустройства Плоской и Высокой башен, Нижние деревянные решётки заменили на каменные, о чем есть свидетельство в Псковской 3-й летописи:
«В 7139 году. Князь Микита Мезецкой Михайлович да Пимен Матвеев Юшков поставили новые решетки каменные нижние на устье Псковы реки, на Великую реку, а стали в 500 рублей, а прежде были деревянные, а каменщики делали псковские…».
Сейчас на повестке дня стоит вопрос о восстановлении Нижних решеток, потому что разорванная линия укреплений города вдоль Великой мешает воспринимать средневековый Псков как город-крепость.
Прежде, чем окончательно решить "за" или "против", предполагалось в 2021 году выполнить световую реконструкцию решеток между Плоской и Высокой башнями. Можно было бы посмотреть, как изменится внешний вид крепостной стены, перед тем, как принимать решение о восстановлении решёток в железе. Не знаю сейчас, на какой стадии проект.
ВЕРХНИЕ РЕШЕТКИ
С востока, у грозной Гремячей башни, бурливая Пскова втекала в город сквозь пролеты с решетками, и в городе под защитой стен шумели колеса и запруды многочисленных мельниц.
Башня эта стоит на крутом берегу Псковы, она построена в 1524—1525 годах. Имя Гремячей перешло к ней от соседней башни, после того как та была разрушена, первоначально она называлась Козьмодемьянской.
Гремячая башня имеет пять ярусов бойниц, не считая верхней боевой стенки. В XVI веке от нее через Пскову была сооружена каменная стена с четырьмя водобежными воротами, забранными сначала деревянными, а потом железными решетками (так называемые „верхние решетки").
А ниже, на иконе Жиглевича, можно поподробнее рассмотреть, где и каким образом обе решетки были расположены:
Продолжение следует
Еще можно почитать:
Спегальский Юрий Павлович. Помним ли его на самом деле?
Если покажется интересным, пожалуйста, давайте знать. Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.