Найти в Дзене

На дворе 1994 год. Вам предстоит командировка. Справитесь?

Оглавление

В наше время отправиться командировку довольно просто, но вот чтобы уехать в деловую поездку в 1994 году, нужна была изрядная смекалка. Коротко описываем, как могла выглядеть ваша командировка в 90-е.

Осторожно, спойлеры. Эта статья изначально была тестом, который «Аэроклуб» сделал вместе с изданием «Медуза»*. Если вы хотите проверить себя, предлагаем вам сперва пройти тест, иначе мы раскроем всю интригу.

*«Медуза» выполняет в России функцию СМИ-иноагента

Неужели тогда оформить командировку было сложнее, чем сейчас?

Давайте представим, что на дворе 1994-й, и вы — сотрудник небольшой российской компании, которого впервые отправляют в командировку за границу, в Лондон. По правилам нужно написать заявку от руки и отдать в отдел протокола. Как это сделать? Электронной почты почти ни у кого нет, а телетайп позволял отправлять только текстовые сообщения по электрическому каналу, как телеграф, и бумагу, написанную от руки, передать через него нельзя. А значит, придется все отправлять по факсу. Когда секретарь со всем разберется, вам позвонят.

Затем нужно покупать билеты и бронировать проживание. Такими вещами обычно тоже занимался секретарь: именно он обзванивал авиакассы и отели. Профессии тревел-менеджера в те времена еще не было, а услуги турагентств могли себе позволить только крупные компании и в основном зарубежные. Самостоятельно все оформить тоже не получилось бы, сотруднику бы не дали распоряжаться деньгами компании.

Сегодня организацию командировок все чаще доверяют самим сотрудникам — чтобы они, например, могли выбрать максимально подходящие для себя рейсы. Сделать это можно через онлайн-сервисы «Аэроклуба», которыми удобно пользоваться даже тем, кто никогда раньше не организовывал командировки

А как было с билетами?

Билеты за границу — всегда дефицит, и даже если до командировки еще три недели, места на нужную дату порой были давно забронированы. В таком случае путешественника ставили в лист ожидания. Единственный выход — периодически звонить в кассу и уточнять, не изменился ли ваш номер в списке. Искать жилье пока тоже нет смысла: если не улетите, бронь сгорит.

Билеты можно было оплатить через банк или лично — в одной из городских авиакасс, но выгоднее и быстрее было бы сразу поехать в аэропорт и выкупить билеты. Деньги по банковскому переводу могут обесцениться, курьера не отправить — забрать билеты можно было только лично, а в авиакассе всегда огромные очереди, так что быстрее было бы самому доехать до аэропорта.

Так было раньше, а сейчас никуда ехать не придется. С помощью «Аэроклуба» заказать билеты можно онлайн — и на самолет, и на поезд. Нужен трансфер? Сторонние платформы не понадобятся, у «Аэроклуба» есть и такая опция. Отель тоже можно выбрать онлайн и тут же одобрить все параметры поездки у начальника

Сам билет выглядел необычно: похож на книжку, заполнен от руки. А вот если внутри были две цветные страницы: розовая и зеленая, —путешественнику стоило бы насторожиться. Кассиры их вырывали, розовый купон отправляли в авиакомпанию, зеленый — в турагентство. Иначе билет недействителен.

С билетами наконец разобрались, теперь — проживание

Как забронировать гостиничный номер в Лондоне без интернета? «Желтые страницы» не помогут, там только российские адреса. В турфирмах не было баз иностранных гостиниц, только разве что в «Интуристе», но там очереди. Надежнее пойти в офис British Airways: иностранные перевозчики могли забронировать гостиницу в качестве дополнительной услуги. Просто выбираете номер из печатного каталога и оплачиваете всю сумму в валюте. Правда, особенно выбрать вам никто не дал бы: при бронировании жилья работодатели ориентировались в основном на цены, о комфорте сотрудника никто не думал. Пришлось бы жить в том номере, цена которого подходит вашему начальству.

Командировка начинается!

Представьте: вы в аэропорту и вдруг слышите, что по громкоговорителю вас вызывают к стойке информации, вас ждет человек с валидатором. Неужели у вас проблемы? Дело в том, что авиакассир забыл поставить печать на вашей билетной книжке, а без нее на борт не пускают. Печать ставят машинкой-валидатором. Повезло, что кассир вовремя спохватился.

Вы благополучно долетели и заселились в номер. Приехали на первую деловую встречу, но партнеры повели себя непредсказуемо, и переговоры зашли в тупик. Нужно срочно позвонить в офис. Вряд ли в 1994-м у вас был мобильный. Телефонные карты с роумингом сотрудникам выдавали редко. Где искать телефонный пункт — не понятно. Быстрее будет заказать звонок из отеля, вот только за международную связь придется переплатить.

С мобильным приложением «Аэроклуба» сотрудник в командировке всегда может обратиться за оперативной помощью. Для этого в агентстве работает служба поддержки, которая в случае экстренных ситуаций поможет поменять билет на самолет, зарегистрирует на рейс или подберет другой отель

Связь, транспорт, питание — в поездке за многое пришлось бы платить из своего кармана, поэтому командировочных вам не хватило. К сожалению, бессмысленно было бы требовать компенсацию у работодателя. Командировочные рассчитывали по российским нормам, за границей их всегда не хватало. Даже если предъявите чеки, работодатель может обвинить вас в нецелевых расходах и ничего не выплатить. Ладно, зато мир посмотрели. Хорошо, что сейчас все по-другому!