Найти в Дзене
Ян Ви. Не для всех...

Серия 4. «Преподаватели и коллеги...». Тексты 1351-1400

1351. Перед каждым новым учебным годом, один матёрый преподаватель всегда говорил коллегам: «Да покорится преподавателю своему любой ученик!»…

1352. Если бы педагоги были хорошими бизнесменами, то им не пришло бы в голову становиться музыкантами-преподавателями…

1353. Преподавателю, чтобы увидеть то, что находится и происходит в классе перед самым своим носом, совсем не нужно быть особо талантливым. А вот в какую именно сторону поворачивать свой педагогический нос в школе – для этого, безусловно, требуется определённый талант…

1354. Уважаемые преподаватели! Изменяйтесь, вместе с учениками своими насколько можете, и приспосабливайтесь к тому, что изменить в ученике и себе пока не можете…

1355. Кто не знает, что нет другого более существенного и действенного средства для педагогического успеха, как настойчивость?..

1356. Нет ничего более жалкого и смешного в школе, чем педагог, который посвящает всё своё время и силы заботе об успехе ради успеха в ней...

1357. Кто из преподавателей в своей работе добивается малого успеха ценой большого педагогического риска и вложения сил, того можно уподобить рыбаку, который решил удить рыбу на золотой крючок; оторвись крючок – никакая добыча не возместит потери…

1358. Преподаватель, желающий постоянно иметь «профессиональный мёд» – должен беречь своих «пчёл»…

1359. Обычно, просят профессиональную милостыню у коллег только те несчастные преподаватели, кому обычный педагогический путь, очевидно, кажется слишком долгим и слишком трудным. Однако, уж не самые ли это умные среди нас?..

1360. Дорогой друг!… Известно ли вам, что настоящий преподаватель музыкальной школы всегда размышляет неторопливо, действует решительно, уступает великодушно, а сопротивляется твёрдо? Присмотритесь-ка к профессионально прогрессивным коллегам вокруг себя; вы ничего другого не увидите…

1361. Вопрос педагогического успеха заключается не в том, что преподаватель сделал бы, если бы у него были бы: возможности, время, хорошее образование, необходимое влияние и т.п., а в том, что он сделает с тем, что у него уже есть в классе...

1362. Дорогие коллеги!… Ваши педагогические дела могут и процветать в школе, если у вас будет достаточно знаний, навыков и умений, чтобы получить родительский, не лимитированный «кредит доверия» на обучение их детей. Но главным здесь будет для вас: оправдать их надежды на обязательный успех их чад в обучении…

1363. Слова мудрого философа Демокрита[20] гласят: «Кто в чём-либо нуждается, тот не богат, а кто ни в чём не нуждается, тот не беден». Однако, духовно богатому преподавателю позволительно иметь любые здравые педагогические запросы…

1364. Нет ничего более рабского в нас, чем зависимость от собственных профессиональных знаний, и ничего более свободного в нас, чем ощущение груза собственных незнаний...

1365. Успешный преподаватель – это преподаватель, даже с маленькими и отдельными учебно-творческими успехами своих учеников, но на постоянной основе…

1366. Неудобство быть прогрессивным педагогом в школе состоит, пожалуй, в том, что ему часто приходится общаться с не себе подобными в ней…

1367. Педагогическая репутация приобретается преподавателем в процессе удовлетворения музыкально-художественных запросов учеников и их родителей…

1368. Молодой друг!… Вы должны знать, что никто так не будет интересоваться внешними проявлениями своего педагогического успеха, как те из нас, кого этот успех посетил недавно и впервые…

1369. Один из самых кратчайших путей к профессиональной успешности в педагогической работе – это презрение к успешности и любовь к работе…

1370. Можно ли считать педагогическим достижением то, что приносит ученикам больше вреда, чем пользы?..

1371. Совсем недурственно и следующее рассуждение: если вы хотите чтобы ученик всё своё свободное время проводил за инструментом, то постарайтесь тогда, чтобы он не находил столько приятного удовольствия, интереса, полезности и лёгкости в усвоении, нигде в другом месте, кроме как на уроке в классе… Но как этого достичь с ним?..

1372. У преподавателя в классе всегда есть непростая задача: он должен видеть в ученике, одновременно, желание к занятиям музыкой, которое нужно развивать, и слабость его воли к занятиям, которую нужно поддерживать в нём и укреплять...

1373. Ученику следует начинать учиться как можно раньше, а педагогу – оставаться молодым как можно дольше…

1374. Обычно, преподаватели допускают брак в своей педагогической работе исключительно по недостатку профессионального воображения…

1375. Строгий и справедливый педагог общается с учеником не как хозяин с собственностью, а как душа с телом; считаясь с его чувствами, желаниями и запросами…

1376. По превалирующим настроениям в умах коллег в данный момент, можно судить о характере последующих событий в школе…

1377. Уважаемый друг!… Ещё Сенека-Младший[21] говорил нам: «Неизбежное прими достойно»

1378. В нашем педагогическом деле никак нельзя забывать, что тот преподаватель, который не считает для себя нужным оглядываться назад, т.е., на свой педагогический опыт, вряд ли станет заглядывать и вперёд…

1379. В школе, никогда не нужно строить из себя педагогического пророка, ибо пророчествовать вообще – очень трудно и, особенно, в музыке, а когда дело касается музыкального будущего ребёнка в ней, то и тем подавно...

1380. Так как педагог не знал, что с ним будет завтра, то он решил стать счастливым сегодня, что было вполне логичным рассуждением с его стороны…

1381. Преподаватель N не только обучал детей музыке, но и давал уроки «игры на нервах» их родителям…

1382. Если педагог не знает, как объяснить ученику staccato detache, то как он объяснит ему – legato mecco voce?..

1383. Если у вас к ученику только одно раздражение, значит, ваш интерес к нему ушёл к другому ученику…

1384. А много ли среди нас таких, кто не относился бы к своим коллегам не свысока?..

1385. Интересно, долго ли мы сможем любить свою профессию, если пять лет кряду, к нам в класс не придёт ни одного, не то что конкурсного призёра, а даже и просто приличного ученика?..

1386. Какой бы прекрасной и отработанной наша педагогическая система ни была, но с появлением каждого нового ученика всё приходится начинать сначала…

1387. Из философии преподавателя-лентяя: как ни старайся, а как-нибудь, да всё равно получится…

1388. Педагогический успех преподавателя часто идёт в ногу со слезами и огорчениями учеников и их родителей...

1389. Что преподавателю в мечтах, то ученику в трудах…

1390. Если учителю мешают ученики, то что мешает ему не работать в школе?..

1391. Быть мужчиной-преподавателем в музыкальной школе – это скоро должно стать исключительной привилегией отдельных чудаков…

1392. Нынче, педагог-мужчина в музыкальной школе должен выглядеть в глазах коллег-женщин настолько умным, чтобы его очередная сделанная глупость всегда оказывалась и воспринималась ими лишь приятным учебным сюрпризом, развлечением и творческой неожиданностью, и не более того...

1393. Дорогой друг! …Многие мужчины, надумав жениться, ошибочно считают (кстати, мнение достаточно распространённое), что жёны должны уметь делать всего-то 50-60 вещей, среди которых, например, стирка, уборка, мытьё посуды, глажка и др., а также ещё четыре-пять десятков более мелких... После чего брак, наверное, можно считать счастливым… Но даже, если они вас уверяют, что всё смогут и будут успевать, так как любят и им уже пора замуж, – то и в таком случае им безоговорочно совершенно нельзя верить! В жизни, не всё так простенько...

1394. Уважаемые коллеги! Если у вас есть жёны, то любите их просто, не рассчитывая, что когда вы в очередной раз начнёте перед ними «сводить небо с землёю», то они, уж на этот-то раз вас обязательно поймут. И есть большое подозрение, что они не станут делать этого никогда, так как в этот момент, мы и сами не знаем, о чём говорим, и с кем говорим…

1395. Чем меньше мы станем умничать в классе, тем больше мы будем пониматься учениками...

1396. Чем ниже педагогический опыт молодости, тем выше учебно-творческие амбиции преподавателей, и чем выше их педагогический опыт зрелости, тем ниже уровень ошибок в своих учебно-творческих планах…

1397. Низкая педагогическая аттестация преподавателя в школе совсем не обязательно указывает на его недостаточно высокую образованность в профессии. Как и высокая педагогическая аттестация преподавателя в школе совсем не обязательно показывает его суперобразованность в ней. Но в любом случае: чем ниже педагогическая квалификация преподавателя, тем выше будет количество его профессиональных ошибок, и наоборот, чем выше его педагогическая квалификация, тем станет ниже и количество его профессиональных ошибок…

1398. Чем ниже требований планка, тем выше гонор преподавателей в школе, особенно, у отдельных из них…

1399. Удивительная закономерность: чем выше творческие планы школы, тем профессиональный аппетит у коллег бывает ниже. Однако, чем ниже творческие планы школы, тем больше и выше их аппетит…

1400. Давно замечено, что насколько ниже интерес преподавателя к богатству, настолько выше его духовный интерес…

[20] Демокрит Абдерский (460-ок. 370 до н.э.) – древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии.

[21] Се́нека, Луций Анней Младший (4 до н.э.-65 н.э.) – римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель Нерона. Сын Луция (Марка) Аннея Сенеки Старшего (выдающийся ритор и историк).