Найти в Дзене
Манжета театроведа

Фильм "Союз спасения": батальная мелодрама

Два года назад я посмотрела "Союз спасения", а недоумение длится по сию пору. Исторические нестыковки я обсуждать не буду – это сделали все, кому не лень, и весьма справедливо. (Кстати, про исторические нестыковки: я одна, как лопух, ждала, что мне покажут про Союз Спасения, да?). За историями реальных декабристов отсылаю вас к замечательному каналу Архивариуса Кота – глубже, интересней, ярче её статей на эту тему я пока не встречала на просторах сети. Ну а я поговорю о художественной стороне этого проекта. Фильм пал жертвой четырех банальных штампов, которым подвержено почти все современное кино, а особенно кино отечественное. Я имею в виду такое кино, рекламу которого прокатывают по федеральным каналам: высокооплачиваемые звезды с лицами как у детей на елке позируют перед постером фильма, восклицая: «Это восхитительно! невероятно!».
1. Неуместное использование спецэффектов. Я старая женщина, мои генералы. Мне вообще весьма прискорбно видеть, как кинематограф, покряхтывая, развор
Оглавление

Два года назад я посмотрела "Союз спасения", а недоумение длится по сию пору.

Исторические нестыковки я обсуждать не буду – это сделали все, кому не лень, и весьма справедливо. (Кстати, про исторические нестыковки: я одна, как лопух, ждала, что мне покажут про Союз Спасения, да?). За историями реальных декабристов отсылаю вас к замечательному каналу Архивариуса Кота – глубже, интересней, ярче её статей на эту тему я пока не встречала на просторах сети.

Ну а я поговорю о художественной стороне этого проекта.

Фильм пал жертвой четырех банальных штампов, которым подвержено почти все современное кино, а особенно кино отечественное. Я имею в виду такое кино, рекламу которого прокатывают по федеральным каналам: высокооплачиваемые звезды с лицами как у детей на елке позируют перед постером фильма, восклицая: «Это восхитительно! невероятно!».


1. Неуместное использование спецэффектов.

-2

Я старая женщина, мои генералы. Мне вообще весьма прискорбно видеть, как кинематограф, покряхтывая, разворачивают от психологического к зрелищному, увязая на ходу то в одном состоянии, то в другом. Предполагается, что я просто отсталая ворчунья, а получившийся продукт стилен, моден и молодежен – но получившийся кадавр, увы, скучен даже той самой молодежи. Вообще от многих последних наших фильмов у меня ощущение, что эффекты у нас делать научились, а зачем они нужны – так и не поняли.
Киноделы! Там, где изображается, как столкнулись массы, или там человек и природа, или еще что-то столь же эпическое, – там используется массовая сцена и пиротехнические эффекты. Там, где надо показать личную драму или описать исторический бэкграунд – там, блин, спецэффекты не используются, ничерта же зритель не поймет!.. Он и не понимает. Даже я, читавшая-перечитавшая кучу книг про декабристов, – не понимаю. Спецэффекты нагло лезут в кадр, вытесняя все: и сюжетные мотивировки, и раскрытие персонажей. Кадр дергается, словно в припадке: только пытаешься вглядеться в лица – а нам показывают эффектную панораму с высоты птичьего полета; только дрогнешь перед убийством ключевого персонажа – тебе показывают, как взрывается в слоу-мо пистолетный порох. Домогаров сыграл здесь, вероятно, лучшую роль в своей карьере, но режиссер его не пожалел. Милорадовича убивает пуля, а все старания актера убивает порох в слоу-мо.


Раньше для показа психологических нюансов и создания атмосферы (в т. ч. исторической) в кино использовался яркий художественный образ. Черт возьми, в приличных (вполне зрелищных, кстати) фильмах он используется и по сей день. Персонажа можно раскрыть и парой фраз, если они удачно написаны, и парой экранных поступков или выразительных метафор. Приведу несколько примеров из более-менее мейнстримного западного кино, которое, на мой взгляд, взято за эстетическую основу для "Союза спасения".

Вот первое появление Билла у Квентина Тарантино:

-3

Томми из «Титаника». Все помнят этого парня, а сколько у него того экранного времени:

-4

Да господи ты боже, даже эта тетка из «Острова проклятых» запоминается лучше, чем большинство декабристов в фильме про декабристов!!

-5

Видимо, бедность выразительных средств (при излишнем внимании к компьютерной графике) побудила авторов фильма представить исторические справки в виде титров на черном экране, а героев при первом появлении, натурально, подписывать в духе: «Евгений Петрович Оболенский, поручик характер нордический». Если в «Семнадцати мгновениях весны» этот прием не избавлял создателей от необходимости раскрывать образы, то тут многие персонажи так и остались мелькнувшей перед зрителем картинкой с подписью, а жанр фильма стал неуловимо смахивать на историческую документалку на Первом канале.

И да, я понимаю, что создатели фильма очень не любят Каховского и Пестеля, я от них сама не в восторге, но ей-богу, нельзя же в историческом фильме мазать нелюбимых героев сплошной черной краской, тоска же смотреть. Пестель тут какой-то припадочный фанатик –  хотя фанатик он был по-своему весьма интересный и хладнокровный, вот бы и показать, как вокруг таких собираются люди; ну а Каховский даже перед смертью единственный из пятерых ведет себя некрасиво, хрипя и подергиваясь – вот какой нехороший человек. Да и мотающийся по Сенатской с идиотически-вдохновенным лицом Трубецкой  удивляет – его мотивировки не раскрыты и невнятны.

-6

Вообще Трубецкого создатели фильма изобразили каким-то убожеством, которое на каждом историческом витке ловко уходит от ответственности: и после Семеновского-то мятежа ему ничего, и смертную-то казнь ему заменили ссылкой, а уж перед Николаем в финальных сценах он разве что в извинениях не распинается. Политической храбрости Трубецкому и верно недостало: что касается реального поведения реального князя на Сенатской – так он на нее, как все мы знаем, вообще не явился (позже сестра, графиня Потемкина, в доме которой он скрывался, нашла его лежащим в обмороке под иконами).  Это, безусловно, не делает ему чести, но логичнее и по-человечески более объяснимо, чем праздное стояние на Сенатской, делающее из героя фильма полного дурака. Ну и в целом трусом он, как ни странно, не был - по воспоминаниям о кампании 1812 года (о которой ни слова в фильме!), «Трубецкой, находившийся при одной из рот, несмотря на свистящие неприятельские пули, шёл спокойно впереди солдат, размахивая шпагой над своей головой».

Что еще? Николай Палыч весь фильм ходит с одним выражением лица (Александр I в исполнении Виталия Кищенко раскрывается гораздо интереснее). Бенкендорф – Александр Лазарев – за несколько минут экранного времени дает большую гамму чувств (какова старая гвардия, а!), чем Николай – Иван Колесников.

-7
-8
-9
-10

Итак, поехали дальше:

2. Неуместная любовная линия.

-11

Как-то раз один сценарист не вставил в сценарий любовной линии, и у него отвалилась на его фильмы больше никто не пошел, и вся съемочная группа умерла в голоде и нищете.

На самом деле нет, конечно, но современные киноделы все как один напуганы этой легендой из методички "Эффективный киноменеджер" и стараются  впихнуть романтику либо туда, где и без нее все прекрасно, либо так, чтобы она торчала из сюжета как тридцать третий зуб.
Не спорю, в фильме про декабристов любовная линия вроде и уместна, и всем хороша бы. Одних женатых среди восставших было 23, а сколько там можно найти красивых печальных любовных историй (Иосиф Поджио, Пётр Муханов, Александр Бестужев, Василий Ивашев и др.)! Даже если показывать только верхушку организации и освещать самую мрачную сторону дела – тяжелую судьбу женщины бунтовщика прекрасно иллюстрирует хотя бы жизнь Рылеевой, не говоря уж о Трубецкой. Но Рылеевой в фильме крайне мало, а Трубецкой не заморочились настолько, что даже сайт «Кинопоиск» называет ее попросту: «Жена Трубецкого» (хотя даже у эпизодически мелькнувшей фрейлины Нелидовой в исполнении Малеванной, согласно сайту, есть имя). Ну была у Трубецкого какая-то жена, кто ее знает вообще?

Так что на роль Женщины Декабриста выбрана Анна Бельская.

-12

Кто это? Ну как это вы не знаете Анну Бельскую! Ладно, хорошо, вы ее не знаете, потому что в истории ее не существовало. Почему не показать в историческом фильме реально существовавшую любовную историю? Вероятно, потому, что в устах реальной возлюбленной декабриста скудная моралька про то, как нехорошо убивать и бунтовать, смотрелась бы до ужаса ходульно? С другой стороны, ведь были и не поддержавшие, и даже воспользовавшиеся правом на развод. Почему не взять их истории – сложные, необычные? Словом, перед нами какая-то загадка от создателей фильма, ждущая благодарных исследователей. Зато Ингеборге Дапкунайте и жене  Эрнста достались роли. Правда, не очень выразительные, если честно, – особенно не повезло Дапкунайте, сыгравшей Бельскую-маменьку, – но что с выразительными образами в фильме некоторая, скажем так, беда, я уже писала.


3. Неумелое нагнетание драматизма.

-13

Это действительно болезнь современного кинематографа. Трагические аккорды и эффекты, резкие и неожиданные ракурсы нагнетают драматическое напряжение только тогда, когда они на месте. Если их сунуть куда попало, в произвольном порядке, или попросту сопровождать ими весь фильм, не давая зрителю выдохнуть, – они начинают тупо давить на эмоции. Вместо драмы получается мелодрама, и предешевая. Любуясь клиповым монтажом под несмолкающую эпическую музыку, чувствуешь себя крыской, к мозгу которой подвели электроды, чтоб делать ей эффектно. Особенно если в качестве эпической музыки использовать «Прогулки по воде» и «Владивосток две тыщи», постмодернисты вы мои ненаглядные. Вызываемые этой музыкой ассоциации от декабристов далеки, особенно если ты дитя девяностых.

Впрочем, одну ровно сцену лично я могу выделить и похвалить. Это эпизод обстрела восставших тяжелой артиллерией. Хорошо в ней всё: и измученные, полные покорности и мужества лица солдат, и актерская работа Лазарева, Лысенкова, Шагина, и те самые эффекты (наконец! наконец-то на месте эффекты!), и ритм, и развитие, когда от мрачной решимости толпы переходят к панике и бегству, и... но одной сценой целый фильм не вытянуть.

Ну и чисто русский, такой уже родной и близкий нам штамп:


4. Идиллический образ Романовых.

-14

Слушайте, господа кинематографисты. Мне неудобно вам напоминать, вы у нас люди образованные, но канонизировали только одного правящего Романова, честное слово.  Про остальных можно и даже нужно показывать всякое разное: и про их политические ошибки, и про их личные неприглядные качества – если необходимо для фильма – и даже про их неблаговидные поступки, любовниц и прочее – если это не противоречит идее фильма. А то у вас вечно получаются какие-то благородные цари, при которых страна текла млеком и медом, а на теле этого цветущего общества все время как волдыри вздувались какие-то тайные общества, заговоры, организации всякие нехорошие, бунтовщики и террористы. Как начали с 17 века при Алексее Тишайшем, так и до 1917 года все не могли уняться. (Вот и декабристы в фильме – сплошь восторженные фанатики, один Сергей Муравьев-Апостол еще как-то  вменяем, а у тех, что слушают в кадре стихи Рылеева, только что слюна не капает). Извините, но напомнило:

"Тут старушка встревожилась.
— Мы против властей не бунтуем, — сказала она.
— Зачем же бунтовать, — поддержал ее я".
(Булгаков)


Рвано, кусочно, но дается исторический фон лишь в одном из прологов (в фильме их несколько): показывая восстание Семеновского полка, что-то обмолвились об избитом шпицрутенами за незастегнутые штаны солдате (стыдливо умалчивается, почему, и, главное,
как, он был именно избит – а не выпорот, как может показаться зрителю не в теме!). Виновен в этом исключительно полковник Шварц, а почему про Николая пару раз в фильме говорят, что его «не любят в гвардии» – никак с восстанием семеновцев не увязывается и вообще не разъяснено. О, Александр, конечно, пару раз произносит знаменитую зловещую фразу, что его воля и есть закон (насколько мне помнится, фраза эта принадлежала Николаю и сказана им во время собственно допросов декабристов), да офицеров в начале фильма ссылают на юг, но это все никак не увязывается в единое целое, а слова «крепостное право» и вовсе, кажется, не звучат.

Зато есть прелестная виньетка в финале: Николай казнил пятерых декабристов (и больше никого! – ставят нам на заметку) – и умер своей смертью в теплой постели, а Александр II провел реформы за папу и за дядю – и его убили злые террористы. Не угодишь, мол, этому гадкому народишку. Тот факт, что, проведи папа и дядя реформы – и глядишь, роковая бомба не взорвалась бы на набережной Екатерининского канала, вынесен далеко за скобки этого фильма и вообще всей парадигмы «беспорочного правления Романовых». И уж умолчим о том, сколько людей было не казнено, а тупо убито железными палками по приказу и требованию Николая. Увы, строгие правила дзена мешают мне процитировать красочное описание этого изощренного наказания, приведенное хотя бы Л.А.Серяковым и опубликованное в 1875 году в журнале "Русская старина". Ограничусь одной лишь фразой:

Если кто при обходе кругом падал и даже не мог идти, то подъезжали сани, розвальни, которые везли солдаты, клали на них обессиленного, помертвевшего и везли вдоль шеренги; удары продолжали раздаваться до тех пор, пока несчастный ни охнуть, ни дохнуть не мог.

В таком случае подходил доктор и давал нюхать спирту. Мертвых выволакивали вон, за фронт.

Очень надеюсь, что мои неленивые читатели загуглят этот текст полностью и насладятся нравственной цельностью и честностью авторов финального титра.


Подытожим.

Фото со съемок фильма "Союз спасения"
Фото со съемок фильма "Союз спасения"

Многие мои друзья считают фильм оскорбительным для декабристов, но я этого не нахожу: он просто никакой. Будь я страстным фанатом всех декабристов скопом (нет) или страстным их ненавистником (тоже нет) – я равно не нашла бы в этом боевичке с картонными по большей части героями пищи ни для ума, ни для сердца; а не знай я истории и не читай ничего по теме – вообще не поняла бы, что происходит на экране, настолько путано смонтированы сюжетные куски. Он, как в той сказке, ни гол, ни одет, ни налегке, ни с подарочком: ни блокбастер, ни психологическая драма, ни историческое исследование, ни пропаганда, - полный винегрет из всего сразу.

Большой плюс фильму, однако, за три вещи:
1. наконец-то показан раскол в верхнем эшелоне власти после смерти Александра;
2. единственная по-настоящему драматичная сцена с пушечным обстрелом;
3. то, что я мечтала увидеть, как только узнала слово «хромакей»  – розовый Зимний дворец! Нет, честно, задники – это лучшее в этом фильме. Задники и Домогаров.



© Ольга Гурфова

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

Удобный путеводитель по моим постам - здесь .
Подписывайтесь на мой канал
здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!
Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней –
вот тут))