Ни для кого не новость, что танк, в нашем классическом понимание, как правило, является основой для большого количества инженерных и вспомогательных бронированных машин. Так что современный "танк", это не просто бронированная коробка с пушкой, это "база", для целых семейств инженерной техники. И в этой небольшой статье мы рассмотрим, первую немецкую БРЭМ собственной разработки послевоенного периода, построенную на базе немецкого танка Leopard 1
История создания
БРЭМ (Бронированная Ремонтно-эвакуационная машина) Bergepanzer 2 Standart, как понятно из сути статьи, построена на базе немецкой модификации танка Leopard 1A1, и на 2/3 аналогично базовому танку.
В сферу деятельности данной машины входит:
- обеспечение мобильности бронетанковых войск;
- восстановление повреждённых машин в бою;
- оказание помощи по установке и демонтажу двигателей и башен;
- поддержка в операциях по техническом обслуживанию.
Данная машина, в основном, используется в тыловых частях армии и бронетанковых пехотных батальонах вооруженных сил Германии и других стран, которые имеют в своём распоряжение танки Leopard 1.
Стоит ещё добавить, что это третья БРЭМ Германии, но первая собственной разработки, впрочем как и сам Leopard 1, который стал первым немецким послевоенным танком собственной разработки.
Предшественником этой машины был Bergepanzer 1, а до этого Buffalo.
Разработки БРЭМ Bergepanzer 1 на базе танка Leopard 1 начались в сентябре 1964 года фирмой Atlas-MaK, а весной 1965 года были представлен общий план серийного производства. К середине мая 1965 компания Porsche, участвовавшая в ходовых испытания машины внесла свои доработки в прототип.
В сентябре 1965 были произведение первые испытания БРЭМ на полигоне №51, после чего последовала вторая доработка машины, закончившаяся в октябре 1965 года. В результате машины были доведены до состояния предсерийного производства. Финальные испытания проходили в период с 19-октября по 23-ноября 1965 года.
Поставки первой партии серийных машин в количестве 444 Bergepanzer 1 (standard) была начата фирмой MaK 9-го сентября 1966 года и закончилась в апреле 1969 года. Цена за единицу изделия составила 750 000 немецких марок.
Экипаж
Экипаж машины состоял из четырёх человек:
- механика-водителя;
- командира;
- пулемётчика;
- и радиста/спасателя.
Механик водитель, располагавшийся в передней части БРЭМ так же, управляет лебёдкой и бульдозерным ковшом, а также отвечает за техническое состояние машины.
Слева от водителя пулемётчик, отвечающий за кормовой пулемёт
Командир сидит за водителем, отвечает за внешнюю связь. При необходимости может управлять краном, а также отвечает за зенитный пулемёт.
Четвёртый боец располагается в задней части корпуса и отвечает за тыловой обзор.
Доступ в «Боевое отделение» осуществляется через три люка в крыше корпуса. Или через люк с левой стороны машины. Для аварийной эвакуации есть люк в днище танка.
Оборудование
Машина оборудована радиостанцией SEM 80
Bergepanzer 2 Standart оборудован приборами ночного видения для механика-водителя и командира машины.
Защита
Корпус БРЭМ выполнен из броневой однослойной сварной стали толщиной от 25мм до 35мм в бортах и 10мм для крыши. Уровень защиты шасси соответствует шасси Leoprad 1A1.
Гидроцилиндры крановой установки имеют защиту от осколков. Стандартное оборудование включает защиту вентиляции от ОПМ, а также систему предупреждения и пожаротушения.
Система выхлопа смешивает выхлопные газы, с уличным воздухом, тем самым понижая их температуру, для уменьшения обнаружения с помощью тепловизора. Это можно отнести к системе «пассивной» защиты.
Машина оборудована шестью «стаканами» системы думопуска.
Вооружение
Вооружение в первую очередь предназначено для самообороны и варьируется в зависимости от ситуации, но в целом это один из вариантов MG63, Которые используются как кормовой или зенитный пулемёт.
Спасательное оборудование
Сердце Bergepanzer 2 — это его спасательное оборудование. К ним относятся:
- стрела крана;
- очистной и опорный бульдозерный щит (ковш);
- оборудование для подъема;
- и лебедки;
- оборудование для ремонта (система резки и сварки).
В рамках полевого ремонта возможна установка сменного/запасного двигателя для Leopard 1 на задней части танка.
Стрела крана установлена на корпусе спереди справа на шасси и обеспечивает рабочий диапазон 270°. Максимальная нагрузка при максимальном возвышении 72° составляет 20 тонн. На практике нагрузка ограничена 13 тоннами.
При максимальном вылете стрелы крана можно поднимать не более 7 тонн и перемещать до 6,3 тонны без опоры. Троса крана имели толщину 13мм и длину 100 метров.
Кран оборудован системой предупреждения о перегрузке, останавливая работу для предотвращения поломки.
Теоретически на стрелу крана можно было закрепить небольшой ковш, для рыться небольших ям, глубиной до 70мм и длинной 190см, но на практике изза присутствия в земле камней и неравномерности почвы, гидравлическая система крана быстро выходила из строя, и от этой затеи отказались.
Расчестной опорный щит, использовался в первую очередь для опоры машины при работе крана, выступая в роли якоря. Отвал имеет ширину 3,25 м и приводится в действие двумя гидроцилиндрами и автоматически блокируется при потере давления. Шкив над серединой лезвия уменьшал износ подъемного троса. Для того, чтобы вгрызаться в почву, наварены четыре клыка по 50 мм и два больших клыка на 40 см. Производительность «ковша» составляет 200 м3 / ч.
Лебёдки фирмы Rotzler управлялись двумя гидравлическими моторами. Тяговое усилие 345 кН (34,5 т) при одинарном натяжении и 690 кН (69 т) при двойном натяжении.
Скорость выдвижения троса лебёдки составляет 14м/мин на первой передаче, 44м/мин на второй передаче.
Натяжное устройство обеспечивает равномерное натяжение каната при намотке и разматывании каната длиной которой составляла 90м. Лебёдки не работали в «подводном» положении.
Оборудование также включает в себя:
- систему резки и сварки (54В / 360А)
- бензопилу
- гаечные ключи
- домкраты
- шкивы
- буксировочные троса
- скобы
- наборы двойных роликов
- запасные звенья цепи
- бортовые инструменты
- расширенный набор инструментов для полевого обслуживания танка.
Операторы Bergepanzer 2 Standart
- Австралия, закупила в 1977 восемь БРЭМ. В Австралийской армии получили название AMRV (БРЭМ средняя)
- Бельгия, изначально закупила 36 машин версии Standard
- Бразилия, в 2006 получила семь Bergepanzer 2 Standart
- Чили
- Дания, десять Bergepanzer 2 Standart
- Греция, 25 машин Bergepanzer 2 Standart
- Bergepanzer 2, 137 БРЭМ Bergepanzer 2 Standart, 68 из которых были собраны на заводах Итальянской фирмы OTO-Melara
- Канада (Версия БРЭМ не известна)
- Нидерланды (Версия БРЭМ не известна)
- Польша, 10 машин Bergepanzer 2 Standart
- Турция, 12 машин Bergepanzer 2 Standart
В следующих статья мы расскажем о модификациях данной машины, и других машинах созданных на базе Leopard 1
А мы ждём Вас на нашем YouTube канале. Там выходят видео про военную технику с приятной глазу анимацией и видеорядом.