Найти тему
Coracero

Танк на поле боя. Броня танков Вермахта. Средние танки. Июнь 1941-го года.

Оглавление

Это завершающая статья той части цикла о броневой защите танков в июне 1941-го года, что касается танков Вермахта. Мы не будем подробно рассматривать StuG.III, противотанковые самоходки*, огнемётные и командирские танки, а также французские и прочие трофейные танки, сосредотачиваясь на тех танках танковых дивизий Вермахта, что можно назвать "обычными".

  • полноценной бронетанковой техники у Вермахта больше, чем только танков, это стоит держать в уме, когда речь пойдёт об итогах

В предыдущих статьях цикла* уже упоминалось, что состав танкового парка Вермахта между крупными военными кампаниями сильно менялся, одной из причин этих изменений был провал германской танковой промышленности с организацией выпуска средних танков, особенно, Pz.III, который должен был стать основой состава танковых дивизий ещё в Польской кампании, но производился лишь малыми сериями. Увы, к моменту вторжения в СССР производственные проблемы, если и не были решены полностью, то массовый выпуск танков, всё-таки, был налажен и средние танки германского производства заняли своё место в танковых дивизиях, в том числе и на Востоке, став основными для большинства из них.

Средний танк для лёгкой танковой роты.

Танк Pz.III изначально планировался как танк с противоснарядным бронированием, которое позволяло бы ему выдерживать огонь противотанковых орудий с дальних дистанций, для чего требовалась броня толщиной в 40 мм, но бронирование, на начальном этапе разработки, не было приоритетным требованием, в итоге, реализовано оно и не было. Машины установочной серии: ausfuehrung* A (10 штук) получили 15 мм бронелисты, эта партия была изготовлена в 1937-м году, к 1940-м году уже не использовались в танковых войсках. Три последующие малые серии Pz.III - B, C и D также имели только 15 мм бронелисты и выходили малым "тиражом" в 1937-1938-м годах. Эти машины воевали в Польше, но уже к началу Французской кампании в действующих войсках их почти не оставалось, они выводились из состава дивизий, часть машин была отправлена в Норвегию в составе отдельного подразделения.

  • ausfuehrung - конструкция, тип, сокращение - ausf

Первой модификацией, которую имеет смысл рассматривать в контексте июня 1941-го года, стала версия танка - Pz.III ausf E. Машины этой серии выпускались с декабря 1938-го по октябрь 1939-го года (96 штук) и оставались на вооружении до 1943-го. Лобовая и бортовая броня набиралась из листов толщиной 25-30 мм, причём 25-мм листы использовались для деталей наклонённых под столь большим углом, что их можно вполне назвать частью крыши и днища корпуса:

фото - "Panzerkampwagen III. Ausf E, F, G, und H, development and production from 1938 to 1941." На фото - танк одного из учебных батальонов, 1938-1939-й годы, Германия.
фото - "Panzerkampwagen III. Ausf E, F, G, und H, development and production from 1938 to 1941." На фото - танк одного из учебных батальонов, 1938-1939-й годы, Германия.

Верхняя лобовая плита корпуса была наклонена под углом в 52 градуса, что уже позволяло отразить снаряд 45-мм пушки даже на средней дистанции (500-600 метров), впрочем, эта деталь закрывала лишь малую часть лобовой проекции танка, нижний лобовой лист устанавливался под углом в 21 градус. Борта башни имели наклон в 25 градусов, лоб башни только 15 градусов. Маска орудия имела ту же толщину, что и броневые листы башни и корпуса - 30 мм.

рисунок - "Panzerkampwagen III. Ausf E, F, G, und H, development and production from 1938 to 1941." автор книги - Т.Йентц.
рисунок - "Panzerkampwagen III. Ausf E, F, G, und H, development and production from 1938 to 1941." автор книги - Т.Йентц.

Следующая модификация выпускавшаяся с сентября 1939-го по июль 1940-го - ausf F - была более массовой (435 машин), в части броневой защиты, повторяла конструкцию ausf E, получая мелкие доработки бронировки смотровых приборов. Только последние машины этой серии, уже в июле, начали получать новые орудия 50 мм с длиной ствола в 42 калибра и более толстой внешней маской (35 мм). Вооружать следующую модификацию Pz.Kpfw.III ausf G на заводах начали с июня-июля 1940-го года, но, параллельно, в рамках той же модификации G, выпускались танки с 37-мм пушками. Начиная с ausf G (апрель 1940-го - февраль 1941-го, 600 штук), усиливается бронирование кормовых бронедеталей, которые "переводят" на 30 мм бронелисты.

Бронирование танка в передней проекции, до осени 1940-го года, не претерпевало особых изменений, фактически, можно использовать составленное выше фото с пометками как ориентир для всех машин, которые не получали усиленного бронирования. Сложнее будет определить, сколько машин осталось в таком виде к июню 1941-го года.

Как ориентир мы используем число машин с 37-мм пушками, поскольку, по программе перевооружения принятой в сентябре 1940-го года, вместе с новыми пушками танки получали и усиление броневой защиты, но имея ввиду, что часть машин с 50-мм пушками выпущены до старта программы перевооружения и могли, имея новую пушку, не получить дополнительные 30-мм брони.

Танков Panzerkampwagen III с 37-мм пушками, на июнь 1941-го года в действующих войсках на Востоке - 269 машин или 7,8%.

Броневую защиту этих машин можно оценить как усиленную противопульную*, причём круговую, благо проблем с хрупкостью броня танков германского производства не имела и даже интенсивный обстрел из ДШК её не разрушал. Один элемент броневой защиты в передней части корпуса и один в задней могли обеспечить и стойкость к снарядам, борта башни выдерживали обстрел из сорокопяток с дальних дистанций, но большая часть бронедеталей танка выдерживала огонь 45-мм пушек только при обстреле под углом с дальней дистанции. Это будет видно на диаграмме, которую мы приведём ниже, если смотреть на броню борта корпуса и башни - без экранов. Забегая немного дальше по времени, 14,5 мм пули ПТР имели очень ограниченное действие по 30-мм бронелистам - только с коротких дистанций, до 150 метров, с расчётом на шанс пробить броню или на предел тыльной прочности (отколы с внутренней стороны брони), гарантированно пробивая почти в упор - с 50 метров.

  • да, при более детальном рассмотрении, оказалось, что предварительная оценка ошибочна, буквально, по самой грани критериев

Следующая модификация - Pz.Kpfw.III ausf H - стала первой, что получала сразу и 50-мм пушки, и усиленное бронирование дополнительными бронелистами.

фото - Т.Йентц "Panzerkampwagen III. Ausf E, F, G, und H, development and production from 1938 to 1941." Pz.III ausf H - фото свежесобранного на заводе танка, февраль 1941-го года. Благодаря удачно падающему солнечному свету, хорошо различимы крепления дополнительных бронелистов.
фото - Т.Йентц "Panzerkampwagen III. Ausf E, F, G, und H, development and production from 1938 to 1941." Pz.III ausf H - фото свежесобранного на заводе танка, февраль 1941-го года. Благодаря удачно падающему солнечному свету, хорошо различимы крепления дополнительных бронелистов.

Выпуск её шёл с октября 1940-го года по апрель 1941-го (308 штук). Разумеется, были и другие изменения, например, введение единой бронедетали кормы башни - толщина листов командирской башенки и кормы башни была одинакова, но единая деталь стала прочнее, а места внутри немного больше.

Одновременно, модификация ausf H стала и последней, которая получала усиленное дополнительными листами бронирование. Таким образом, усиление брони дополнительными листами получали танки модификаций от E до H.

Поэтому, рассмотрим подробнее броневую защиту танка с дополнительными листами брони, к сожалению, уточнить её по измерениям советских испытателей не удастся, так как в их руки попадали уже более поздние машины:

рисунок - Т.Йентц "Panzerkampwagen III. Ausf E, F, G, und H, development and production from 1938 to 1941." На рисунке -передняя проекция Pz.III ausf H.
рисунок - Т.Йентц "Panzerkampwagen III. Ausf E, F, G, und H, development and production from 1938 to 1941." На рисунке -передняя проекция Pz.III ausf H.

Вот так дополнительное бронирование выглядит на "живом" танке, дополнительные листы брони можно опознать по креплениям, внешне похожим на заклёпки (на самом деле, болты вкрученные через листы брони в бонки), по внешней маске, закрывающей почти весь лоб башни, можно опознать танк с 50-мм пушкой:

  • на фото - Pz.III ausf F в музее бронетехники в Сомюре, Франция, виден зазор с которым установлен дополнительный лист подбашенной коробки
фото - сайт tank-photographs. В оригинале фото ошибочно подписано как ausf H.
фото - сайт tank-photographs. В оригинале фото ошибочно подписано как ausf H.
  • большой фотообзор на Варспот - ссылка, я не использовал фото из него, так как их автор сделал 37 снимков всех возможных деталей, даже залез под танк, но не сделал ни одного чистого "анфаса"

Бронирование танка можно оценить как противоснарядное, по лобовой части корпуса, большую часть передней проекции башни закрывает бронемаска орудия, её можно оценить как лёгкую противоснарядную, борта башни также выдерживают обстрел 45-мм снарядами с дальних (свыше 600 метров) дистанций. На испытаниях в СССР стойкость листов 30+30 мм оценили как "не пробивается", но тут нужно сделать оговорку, что пробитие брони снарядом не имеет точного цифрового значения, а всё, что мы видим в справочниках и выводах специалистов, имеет природу "вероятностную" - "скорее пробьёт, чем нет", на основе проведённых испытаний, иногда и чисто расчётную. Это уточнение мы здесь делаем, чтобы разграничить "панцерчехов" из предыдущей статьи и "немцев" из этой, поскольку стойкость брони у них разная, несмотря на одинаковый вывод специалистов ЦНИИ-48 - "не пробивается сорокопятками" - бронедетали 25+25 мм на полигонах пробивались 45-мм снарядами с коротких, до 200 метров, дистанций. К тому же, весной 1942-го года, "актуальными" были уже уже не те "тройки", которые были массовыми летом 1941-го, а более поздние модификации с 50 мм бронелистами корпуса и подбашенной коробки, именно для них построена тактическая диаграмма и по ним была сделана схема бронирования. Нам же остаётся проверять выводы специалистов по данным обстрелов 30+30 мм листов приведённых в отдельной таблице, судя по нулевому наклону листа - это лоб подбашенной коробки Pz.III или Pz.IV:

ЦНИИ-48 "Изучение броневой защиты немецких танков".
ЦНИИ-48 "Изучение броневой защиты немецких танков".

и математически, ведь большую часть лба корпуса и подбашенной коробки также закрывают 30+30 мм листы под небольшим углом наклона, но установленные без зазора, который мог влиять на результаты обстрелов, а "приведённая" толщина верхнего лобового листа корпуса - 97 мм - даже больше, чем у Т-34, по-видимому, создавала проблемы и для 76-мм бронебойных.

Ещё одна модификация танка Pz.III, которую нам нужно рассмотреть, это Pz.Kpfw.III ausf J. Последняя предвоенная серийная модификация "тройки" - первая, с которой вместо усиления брони, стали использовать сразу при сборке 50-мм бронелисты. Выпуск ausf J начался в марте 1941-го и продолжался по июль 1942-го года, массово машины стали поступать в войска уже перед самым вторжением в СССР и, по-видимому, составляли в войсках меньшинство, от числа машин с 50-мм пушками.

фото - сайт Варспот, статья Ю.Пашолока "Последние модификации «тройки»".
фото - сайт Варспот, статья Ю.Пашолока "Последние модификации «тройки»".
  • а бонок и болтов больше нет, как его отличать от неэкранированных машин, без помощи того же Пашолока - непонятно

Собственно, их броневая защита именно этими 50 мм листами и отличается, главным образом, от более ранних версий машин с усиленной защитой. Данные обстрелов показывают, что машина с 50 мм бронедеталями имеет почти такую же стойкость, как и 30+30 мм, то есть, "не пробивается сорокопятками", кроме нижнего листа лба корпуса с короткой дистанции (200 метров), хотя лоб подбашенной коробки с меньшим углом наклона и той же толщины не пробивался вовсе. В таблице выше "40 мм броня высокой твёрдости для тяжёлых танков" - это 50 мм броневые листы, судя по указанным бронедеталям, и, практически, пробивались они только с 50 метров.

В общем, даже со всеми возможными погрешностями измерений, оценка броневой защиты Pz.III ausf J такая же как и у "экранированных" Pz.III - противоснарядное бронирование лба корпуса и подбашенной коробки, узкая наклонная верхняя деталь корпуса с более чем 800 метров уже не "даётся" и 76-мм бронебойным, лёгкое противоснарядное для башни с толстой бронемаской и бортов башни, в остальном - усиленное противопульное.

  • тактическая диаграмма "тройки" от ЦНИИ-48 (1942-й год):
ЦНИИ-48 "Изучение броневой защиты немецких танков".
ЦНИИ-48 "Изучение броневой защиты немецких танков".

Общее число Pz.III с 50-мм пушками в составе действующих войск на Востоке, в июне 1941-го, 707 машин или 20,6% от числа танков известных типов, среди которых могло быть, по максимальной оценке, до 150 машин не получивших экранирования и до 150 машин модификации J с 50 мм бронелистами. Увы, число получилось ещё более примерным, чем по "панцерчехам".

Место "тройки" в танковых войсках - это основной танк лёгких танковых рот - основной танк танковых дивизий, одиннадцати дивизий из семнадцати на Востоке, за исключением тех шести, что были вооружены Pz.35(t) и Pz.38(t).

Любопытно отметить, что в танковых дивизиях с "тройками" их было меньше, чем "панцерчехов" в своих дивизиях, то есть, либо качество "эрзацев среднего танка" компенсировалось их количеством, либо заводы Богемии и Моравии "обгоняли" метрополию.

Средний танк огневой поддержки.

Танк с короткоствольным орудием 7,5 см был последним, по времени начала разработки, из четырёх основных типов танков собственной разработки, с которыми Третий Рейх начал Вторую Мировую Войну. Ещё на этапе разработки танк получил обозначение "танк сопровождения", для сравнения, предыдущий наш фигурант был "танком передовых подразделений". Однако, сопровождать он должен был не только и не столько обычную пехоту, ведь в то же самое время появились и требования ко всем танкам быть способными действовать в операциях самостоятельных подвижных соединений, что исключало создание специализированного пехотного танка.

  • begleitpanzer и zugfuehrerwagen, соответственно, если я правильно понял нюансы названий на немецком

Опять, как и с "тройкой", Pz.IV первой серийной модификации ausf A, выпускавшейся с октября 1937-го года по март 1938-го, к июню 1941-го года в действующих войсках уже отсутствовали. Для них также использовались 15 мм (14,5 мм) бронелисты по кругу. Впрочем, они попали в войска, прошли Польшу и Францию и окончательно были выведены из состава танковых дивизий только весной 1941-го года.

фото - статья Ю.Пашолока на сайте Варспот - "Узкоспециальный танк широкого профиля".
фото - статья Ю.Пашолока на сайте Варспот - "Узкоспециальный танк широкого профиля".

Рассматривать броневую защиту Pz.IV мы начнём уже со второй серийной модификации Pz.IV ausf B. Они выпускались недолго, с апреля по сентябрь 1938-го года, и малой серией всего в 42 машины, однако, оставались в войсках и к лету 1941-го года. В серийном производстве их сменили машины версии ausf C, которые производились с сентября 1938-го по август 1939-го года (134-140 штук).

Они отличаются конструктивно от ausf A, имея спрямлённый бронелист лба подбашенной коробки (см фото выше). Толщина основных бронедеталей у ausf B и ausf C предполагалась одинаковой - 30 мм листы в передней проекции, 15 мм бронелисты для брони бортов и кормы, но часть машин ausf B получили корпуса от ausf A с 15 мм бронелистами и новые подбашенные коробки с 30 мм бронелистом, в результате, имели неравномерную защиту передней проекции.

Начиная с версии ausf D, выпускавшейся с октября 1939-го года по май 1941-го (229-248 штук), по итогам военной кампании в Польше, была усилена защита бортов и кормы танка - для них стали использовать 20 мм бронелисты, также появилась новая внешняя бронемаска орудия с толщиной брони в 35 мм. На танки этой модификации "вернулась" и прежняя форма подбашенной коробки с "изломом".

фото - "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй Мировой Войны" Х.Дойл, П.Чемберлен. Pz.IV ausf D.
фото - "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй Мировой Войны" Х.Дойл, П.Чемберлен. Pz.IV ausf D.

К сожалению, не удалось найти источник с указанием толщины и углов наклона всех бронедеталей для танков трёх перечисленных модификаций, нет этих данных и в документе ЦНИИ-48, поэтому наша схема бронирования выйдет не столь подробной и мы не будем отделять ausf D от ausf B и ausf C:

фото - Википедия. Pz.IV ausf D.
фото - Википедия. Pz.IV ausf D.
  • угол наклона верхнего лобового листа корпуса выглядит более острым, чем у "тройки" и Т-34

Броневую защиту танка Pz.IV ausf D, без экранирования, можно оценить как усиленную противопульную. Защиту борта корпуса и подбашенной коробки, кормы - как противопульной, борта башни - усиленной противопульной. Если учесть, что более ранние модификации имеют равное с D бронирование в передней проекции и более слабые борта, то эта оценка справедлива и для них. ДШК мог поражать и 15 мм, и 20 мм броню с дальних дистанций, но его пули были очень чувствительны к углу наклона, что и отражается в оценке стойкости борта башни, например. Ни одна бронедеталь, кроме верхней лобовой плиты корпуса, не могла выдержать обстрел 45-мм бронебойными даже с дальней дистанции.

Число машин получивших усиленное бронирование дополнительными бронелистами, к июню 1941-го года, точно неизвестно, как следствие, неизвестно и число машин, что остались без дополнительной брони. Известны фотографии машин не получивших экранирования датированные летом 1941-го и даже позже, так что их число явно отлично от нуля, но, учитывая большой выпуск поздних модификаций, в действующих войсках их меньшинство. Взяв, уже чисто математически, вероятные соотношения старых и новых модификаций в танковом парке Вермахта по темпам производства, получим, ориентировочно, 218 машин B, C и D в действующих войсках на Востоке или 6,4%, но с учётом того, что часть из них получили дополнительное бронирование.

Ещё на этапе подготовки ко вторжению во Францию началось проектирование комплектов усиления броневой защиты для Pz.IV, но первые комплекты появились только в июле 1940-го года, по её окончании.

Выпускавшаяся с сентября 1940-го по апрель 1941-го года модификация Pz.IV ausf E (от 206 до 223 машин) имела уже иной уровень защиты за счёт использования 50 мм бронелистов в лобовой части корпуса. Судя по времени выпуска, большая часть ausf E получили и экраны. 30 мм дополнительные листы для 30 мм лобовой бронедетали подбашенной коробки, 20 мм для 20 мм бронедеталей борта корпуса и подбашенной коробки. Более ранние машины (B, C, D) получали ещё и 30 мм бронелисты для лобовой части корпуса.

фото - "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй Мировой Войны" Х.Дойл, П.Чемберлен. Pz.IV ausf E.
фото - "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй Мировой Войны" Х.Дойл, П.Чемберлен. Pz.IV ausf E.

Нанесём поверх фотографий танков ausf E и ausf D толщину их брони, на первом фото - экранированный E, на следующем - экранированный D. Танки в одинаковом камуфляже, верхняя лобовая деталь корпуса ausf D, похоже, не экранирована:

Броню экранированных машин можно уверенно оценить как противоснарядную, даже с учётом того, что не удалось найти точных данных по верхней лобовой детали корпуса, её угол наклона таков, что обеспечивает защиту от 45-мм снарядов при любой толщине, начиная от 30 мм. Экранированные части бортов корпуса и подбашенной коробки пробиваются 45-мм пушками только на короткой дистанции (не более 300-400 метров), их защиту можно учесть как лёгкую противоснарядную, на самой границе с полноценной противоснарядной, неэкранированные детали пробиваются даже ДШК, лоб и борт башни - усиленная противопульная.

Следующая модификация Pz.IV ausf F, выпускавшаяся с апреля 1941-го года по март 1942-го, имела все бронедетали лобовой проекции из 50 мм бронелистов, включая башню, а борта из 30 мм листов. Лобовая деталь подбашенной коробки у этой модификации прямая. Выпуск ausf F до конца июня 1941-го года составил не менее 51 машины, но неизвестно сколько из них успело поступить в войска.

фото - "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй Мировой Войны" Х.Дойл, П.Чемберлен. Pz.IV ausf F.
фото - "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй Мировой Войны" Х.Дойл, П.Чемберлен. Pz.IV ausf F.

Бронирование этих машин также можно оценить как противоснарядное во всей лобовой проекции, лёгкое противоснарядное бортов башни, усиленное противопульное для бортов корпуса и подбашенной коробки, стойкость которых снизилась.

Число таких машин в войсках на Востоке, считая, ориентировочно по темпам выпуска, долю новых машин - 220 или 6,4%.

Специалисты ЦНИИ-48 составили для экранированных "четвёрок" и ausf F тактическую диаграмму, а также схему бронирования, измерения на которой несколько расходятся с современными описаниями этих машин:

В войсках, в июне 1941-го года, Pz.IV занимали место "танка сопровождения" - основного танка средних танковых рот. Одна такая рота полагалась каждому танковому батальону всех танковых дивизий Вермахта. Число их колебалось от 10 до 14 машин в роте, соответственно, по 20-30 машин в танковой дивизии.

Итоги.

Вновь нужно напомнить, что мы считаем танки только известных типов (3.417 машин из, примерно 3.600), среди которых только те, что можно назвать штатными для германских танковых дивизий, кроме командирских и огнемётных. И даже так вариативность их бронезащиты, а значит и объём материала в статье, оказалась весьма неприятным сюрпризом - при поверхностном изучении всё выглядело гораздо проще. Что ещё неприятнее, сделать значительно более точные подсчёты, всё равно, не удалось. Не подтвердились и некоторые предположения озвученные во вступительной статье.

Тем не менее, понимая немалую степень виртуальности результата, сведём воедино математическую его часть, по критерию броневой защиты лобовой проекции танка:

  1. танков противопульного бронирования - 152 машины (4,4%)
  2. танков усиленного противопульного - 993 машины (29%)
  3. танков лёгкого противоснарядного бронирования - 791 машина (23,1%)
  4. танков с противоснарядным бронированием - 1.201 машина (35,1%)

Получается весьма высокая доля танков с противоснарядным бронированием в танковых войсках на Востоке летом 1941-го года, причём в серии, на тот момент, находились машины с противоснарядным бронированием и лёгким противоснарядным, что вело к росту их доли в войсках.

Отдельно отметим, что, среди линейных танков лёгких и средних танковых рот, машины с противоснарядным бронированием составляют уже более половины: 1.201 танк из 2.195.

Увы, но за подчёркиванием мощи советских танков часто теряется такая неприятная тенденция, что "козырь", в виде непробиваемых основными противотанковыми средствами машин, могла показать на поле боя не только советская сторона.

Не знаем мы примеров стойкости германской брони, во многом, потому что танки Вермахта применялись в стратегически более выгодных условиях и при налаженном взаимодействии со своей пехотой и артиллерии, значит им и не требовалось давить гусеницами советские пушки, оставшись без снарядов, воевать без пехоты и прикрытия огнём.

Однако, примеры вынужденного вывода на передовую орудий советских артполков, с их предсказуемой, без скоростной мехтяги, утратой, вполне известны. В том же районе Прибалтики, где воевали советские танкисты 2-й танковой дивизии, близко познакомившие немцев с мощью своих КВ, но окружённые и разбитые, на два дня раньше, ещё в первый день войны, бойцы советской 125-й стрелковой дивизии столкнулись с 1-й ТД Вермахта, полностью укомплектованной новыми или перевооружёнными Pz.III и Pz.IV.

  • поддержать канал можно лайком, комментарием, рекомендовать его друзьям и знакомым в соцсетях, а также финансово: